21 мая 2008 года. 07:31

Запретный «букетик радости»

Уличная торговля: за и против
Приметы того, что дачный сезон начался, уже можно найти и на городских улицах. На своих излюбленных местах обосновались бабушки с тюльпанами и нарциссами, выращенными на дачах. Во всем мире жители городов могут порадовать себя и близких незамысловатыми живыми цветами, купив их мимоходом, по дороге с работы домой. В Череповце уличные цветочницы по­прежнему находятся на нелегальном положении, как и торговцы рыбой. Город­ские власти требуют: торгуйте на рынках — бабушки отказываются. Бабушки просят: а можно на остановке? — власти не соглашаются. Но кажется, появилась надежда прийти к компромиссу…

«Стоит бабушка лет этак под 70 одна­одинешенька на пятачке возле тротуара, продает свежие, красивые и, заметьте, недорогие тюльпанчики. Люди спешат мимо, и, увидев такую красоту, конечно же, покупают: радость домой несут, хорошее настроение, улыбаются, благодарят бабушку. Им хорошо и бабушке — денежка на лекарство и правнучке на шоколадку… Подходят к этой бабушке трое: дама в штатском и двое богатырей в форме с погонами. Дама разворачивает корочки, тычет ими бабушке в лицо, а она и не смотрит на них. Чем смотреть­то? Глазами, которые видели очень многое в жизни, полуслепыми, с катарактой, когда и очки не помогают? Что там, в этих корочках? Вот если бы ей дали бумажку с ФИО и номером телефона, чтобы она знала, куда пожаловаться и на кого, было бы лучше. Но только все происходило не так. Русские богатыри в погонах подхватили бабушку с цветами под руки и куда­то потащили. Бабушка упирается, не идет, слышно только, как она причитает сквозь слезы. У бабушки не оказалось с собой паспорта, так ее взяли в кольцо и проводили до дома, чтобы узнать адрес и выяснить фамилию, имя, отчество. За что такое унижение? Она не украла, не избила никого, никому не помешала, и люди благодарили ее за свою покупку… Хотелось бы, чтобы эти трое запомнили не только ее лицо, но и руки. Руки, которые привыкли трудиться с детства, с изувеченными суставами. И сейчас трудятся на шести сотках с утра до вечера, с весны до осени. Пенсии так малы, а купить надо много вещей — для поддержания здоровья, а не для роскоши. Роскошь им недоступна, они отказывают себе в очень многом…».

Автор письма Евгения Павлова поднимает два вопроса. Первый — этический:

«Это кощунство — обижать и унижать стариков. Старики — это святое! И совсем непростительно сотрудникам милиции поступать так, как описано выше. Как же этика, честь мундира и так далее? Ведь бабушка же говорила вам, что пошла домой, а вы ее поволокли. Потому что сильнее? Так ведь это пока, а потом тоже будете старыми».

Мы обратились за комментариями к Елене Авдеевой, начальнику управления городской экономики и торговли, специалисты которого совместно с сотрудниками милиции выходят в рейды.

— Наши специалисты нацелены на то, чтобы вести себя в отношении такой категории населения как можно более коррект­но, — говорит Елена Авдеева. — Мы понимаем пенсионеров, пытаемся войти в их положение. При обнаружении несанкционированной торговой точки никто никого за шиворот не тянет. В первый раз выезжаем — выносим предупреждение, во второй раз выезжаем — снова выносим предупреждение, предлагаем место на рынке. У нас же практически со всеми рынками решен вопрос о бесплатных местах…

На то, что существует договоренность с владельцами рынков о предоставлении пенсионерам бесплатных мест, городская администрация неоднократно указывала через публикации в «Речи». У автора письма по этому поводу есть свои наблюдения:

«Места нашим бабушкам выделены такие и там, куда ни одни покупатель не дойдет. Если что и удастся, так это продать перекупщице, откуда­то приехавшей, усики клубники по 5 рублей. А уж она продаст их по 20 и даже по 40 рублей за один усик».

Елена Авдеева не соглашается с этим:

— Бесплатные места ничуть не хуже тех, что выделяются на платной основе. Можно проехаться по рынкам и посмотреть.

Администрация рынка в Северном районе и вовсе утверждает, что пенсионерам, торгующим у них, жаловаться не на что:

— У нас около 30 бесплатных мест, причем это, можно сказать, элитные места, расположены на самом проходном месте — при входе на рынок, у ворот. Торговля у бабушек здесь идет очень бойко. В крытый рынок они даже не хотят идти, — говорит Игорь Романов, директор ООО «Русский базар». — Причем бабульки за свои места воюют, с других рынков никого не пускают, у них там целая «мафия».

Почему так ценятся эти места — понятно: буквально в пяти шагах от ворот рынка автобусная остановка. Все дело в высокой проходимости. На это обращает внимание и Елена Авдеева:

— Взять, к примеру, остановку по пр. Победы, 41. Что там делалось! Мы предлагали пенсионерам: давайте мы решим вопрос о том, чтобы организовать торговлю на пр. Луначарского, чтобы вы торговали не на центральной магистрали, а хотя бы чуть в сторонке. Они отказались.

Их можно понять, но давайте говорить так: если существуют правила, то они существуют для всех. Если разрешим здесь бабушке торговать цветами, тут же подтянутся и те, кто торгует рыбой, грибами, искусственными цветочками — почему, мол, кому­то можно, а нам нельзя? Эта форма торговли тоже должна быть цивилизованной, мест на рынках хватает.

Поставив главный вопрос: почему не дать бабушке возможность продать свои цветы там, где это удобно и ей, и горожанам, — автор письма ссылается на мировой опыт:

«Цветочки издавна во всем мире продают на улицах — и в Париже, и в Лондоне, и в Москве, и в других городах. Продают на любом пятачке, всем удобно купить букетик радости и принести домой».

— Городская администрация вправе определить места организации таких объектов торговли, но мы пока не можем прийти к однозначному решению, где именно их можно организовать, — объясняет Елена Авдеева. — У нас было несколько вариантов. Например, излюбленная точка на ул. Ленина, 118, напротив «Радуги». Проблема вот в чем. Территория вокруг дома теперь не является город­ской — она находится в собственности жильцов. Интересы столк­нулись: не все жильцы хотят, чтобы на этом участке торговали. Если две трети жильцов против, то город не вправе организовать здесь точку торговли. Таковы нормы Жилищного кодекса. И так с большинством участков. Очень сложно подобрать места, которые бы устраивали всех. Мы занимаемся этим вопросом давно, весь город объездили, потому что хочется помочь пенсионерам, но как? Если у горожан есть предложения, где можно организовать такие места торговли, — пусть обращаются к нам. Если это земли городские, решить этот вопрос будет в наших полномочиях. А если они находятся в общедолевой собственности жильцов, тогда прежде всего нужно согласовать этот вопрос с жильцами, что сделать очень сложно, мы уже с этим столкнулись на практике.

Татьяна Тихонова
№91(22254)
21.05.2008

Источник: Газета «Речь»