20 мая 2008 года. 06:47

Сыпь, тальянка, звонко...

На концерт хора «Калинушка» в Дом музыки и кино «Комсомолец» меня не пускали, ссылаясь на то, что свободных мест нет. И только после моего заявления, что я из газеты «Речь», я смогла пройти в зал. И действительно, там яблоку упасть было негде: люди слушали выступление любимого коллектива, стоя в проходах, и никто не собирался уходить. Концерт был посвящен редкому юбилею — 55­летию творческого пути самодеятельного композитора, баяниста, концертмейстера и художественного руководителя хора «Калинушка» Анатолия Петровича Левенко. Хор тоже отмечал круглую дату — десятый день рождения, так что праздник был двойным.
Левенко тронул клавиши баяна и запели артисты «Родную песню» — первую песню на музыку Левенко. Зал замер. Пели великолепно! Шквал аплодисментов и крики «браво» сопровождали все номера коллектива и маэстро Анатолия Петровича.

Впервые за много лет Левенко выступил в качестве солиста — он исполнил шуточную песню «Девочка­попевочка», где все про него самого: как он пошел в консерваторию учиться на вокальный факультет и проучился там много лет — такая уж долгая получилась история.

Влюбленность в русскую песню и музыку у него с детства. Вся его родня играла на гармошке, и сам Толя в 10 лет хорошо играл, а потом стал самоучкой осваивать баян, и уже в 17 лет его приняли в местный клуб на должность баяниста.

В 18 лет юный баянист впервые выступил концертмейстером хора железнодорожников на железнодорожной станции Чу, что в Казахстане. С этого момента и ведет он отсчет своей творческой жизни на сцене. Именно тогда он понял, что это его призвание — доносить до каждого русские песни.

В 1964 году Анатолий Петрович с семьей переезжает жить в Череповец и становится концертмейстером во Дворце строителей. Руководимый им хор «Северяночка» гремел тогда по всей области и за ее пределами, был приглашен в Москву, выступал на Центральном телевидении, на ВДНХ. Пели они и в Ленин­граде, и в Вологде, и в других областных городах и поселках. И всюду хор дарил людям прекрасную русскую песню:

Лишь баян страданьем расплеснется,

Все вокруг становится иным:

В сердце старых что­то встрепенется,

Не сидится дома молодым.

И плывут его аккорды в тишине.

И бегут со всей округи девки,

И запела чья­то бабушка во сне,

Видно, вспомнила, как бегала на спевки…

Кроме города, Левенко работает и с сельскими хорами. Три хора, которыми руководил Анатолий Петрович, получили звание народных — это ли не высшая награда его трудовой и творческой деятельности. На концерте все гости говорили об огромном труде и бессонных ночах, о высокой требовательности юбиляра к себе и хору. Не все смогли попасть на праздник, так как был рабочий день, но из Малечкино приехал мужской ансамбль, который исполнил песню «Купавушка». Делегацию от ансамбля «Прялица» возглавляла его бессменный художественный руководитель Елена Александровна Трунова. Она пожелала Анатолию Петровичу и его хору творческого долголетия, новых песен и чаще выступать на больших сценах, чтобы люди могли слышать русскую песню. В подарок дуэт из «Прялицы» спел песню юбиляра «Спокойно трудитесь, девчата».

Анатолий Петрович выпустил два сборника, и его музыка востребована, потому что она лирична, выражает многообразие человеческих чувств и берет за душу.

Песня Левенко «Город над синей Шексной» трижды становилась лауреатом на общероссийских смотрах самодеятельности. Жаль, что она редко звучит с большой сцены — а ведь песня достойна этого.

В 1994 году Анатолий Петрович написал песню на стихи Юрия Жигулина «Мамаев курган». Стихи и музыка настолько органичны, что, когда слушаешь эту песню, сразу видишь курган, к которому идут люди, чтобы поклониться великому подвигу великого народа. Когда хор пел эту песню, многие в зале плакали и не стеснялись своих слез.

И опять приходит на ум, что один за другим уходят в небытие хоры: их теперь считанные единицы, и нас совсем задушила попса.

Когда в последний раз по нашему телевидению вы видели выступление хоровых коллективов? Мне возразят, что, мол, не востребован этот жанр, а я не соглашусь: ведь в нашем городе проживают около 60 тысяч пожилых людей, и для них хоровое пение — один из любимых жанров народного искусства.

Но вернемся в концертный зал, где Анна Петракова и Галина Зубкова с большим чувством исполнили лирическую песню Левенко «Дорога наших встреч». Так и представляешь эту жизненную ситуацию: любовь и расставание. Их сменило трио — Галина Шарыпина, Таисия Пойгина и сам автор, и зазвучала задушевная «Подруга­рябина».

Поздравлять юбиляров на сцену один за другим выходили гости от комитета социальной защиты, от управления культуры, профсоюзного комитета ОАО «Северсталь­метиз». Анатолий Петрович 8 лет работал с хором цеха КИПиА, который гремел на всех смотрах самодеятельности. Потом началась перестройка и стало не до песен.

А 10 лет назад Левенко пригласили руководить хором цеха «Ветеран». Тогда и появилась «Калинушка», костяк которой составили артисты хора цеха КИПиА. Бессменная староста «Калинушки» — Зинаида Кузьминична Портнова. Когда у нее случилось горе — умерла молодая дочь, оставив на ее попечение совсем маленького ребенка, — выжить Зинаиде Кузьминичне помог хор. Она черпала душевные силы в коллективе, а еще в песне.

Хор объездил почти все крупные районные центры и везде прославлял не только русскую песню, но и родной сталепрокатный завод, который спонсирует хор. Все 20 хористок замечательно выглядят в нарядных расшитых сарафанах и кокошниках. Многие не верят, что почти все артистки уже на пенсии — такой заряд молодости и душевной бодрости дарит им песня.

Хочется пожелать им всем не болеть, не стареть, творческого долголетия, а Анатолию Петровичу Левенко выпустить новый, третий, сборник песен и дарить радость людям. А для этого стоит долго, долго жить!

Людмила Никитичева
№89(22252)
19.05.2008

Источник: Газета «Речь»