19 мая 2008 года. 14:41

Христианство призывает к максимальной активности

Мы продолжаем публикацию цикла бесед с известным православным богословом, профессором Московской духовной академии Алексеем Осиповым. Сегодняшний разговор затронул сразу несколько важных тем.
— Как вы относитесь к тому, что некоторые священники сегодня дают читать своим прихожанам не святых Отцов, а Льюиса, Пушкина и Достоевского, и даже говорят следующее: «Пора отказаться от мысли, что Россия под особым покровом Божией Матери, и что она больше других пострадала. То же могут сказать о себе и другие страны, например, Камбоджа». Как вы думаете, полезно ли, чтобы этот священник был моим духовником?

— Учтите, что священник должен каждому человеку, в зависимости от уровня его сознания, предлагать литературу. Льюис — образованнейший человек, умница, и его книги могут быть полезны тому, кто еще ищет истину, и не знает, где верное мировоззрение. Ну и, наверное, батюшка не только Льюиса предлагает. Что же касается особого покрова Божией Матери над Россией — кому же этого не хочется? И Америка себя считает даже под сверхпокровом, только не знаю кого. Оставим спор об этих вещах. Каждый христианин, искренне принявший веру во Христа и живущий по Евангелию, находится под высочайшим покровом не только Богоматери, а самого Христа.

Все мы находимся под покровом в той мере, в какой мы стремимся жить по Евангелию. Иуда был под покровом самого Христа, но стал предателем.

— Как обращаться и с чем приходить сейчас к аудитории, далекой от Церкви?

— Есть несколько ступеней подхода к людям, которые далеки от Церкви. Первый вопрос — о смысле человеческой жизни. Его надо искать во всем, он — в самой жизни. Нет смысла в смерти. Без признания Бога и бессмертия жизнь обессмысливается.

Таким образом, первое, о чем можно говорить в наше время, — это вопрос бытия Бога и понимания религии, как той сферы жизни, которая может нам открыть путь к смыслу жизни.

Второе — это вопрос о христианстве как той религии, которая отвечает основному принципу смысла жизни. И здесь очень важно для людей, посторонних Церкви, указать на те объективные аргументы, которые имеет христианство в обосновании божественности своего происхождения, каких не имеет ни одна другая религия мира.

Третье — показать, что только Православие может рассматриваться как истинное выражение христианства. И в католицизме, и в протестантизме мы находим очень серьезные повреждения христианства.

Вот три ступени: смысл жизни и бытие Бога; затем — христианство, а не другие религии; и третье — Православие, а не другие конфессии. Все это нужно излагать на языке, доступном для людей, которые еще не соприкасались с Церковью или мало знакомы с христианским вероучением и терминологией.

И четвертое — очень важно сказать о грехе. Потому что под грехом часто понимают нарушение человеком воли Божией, нарушение воли господина, за что тот гневается и накажет. Важно показать, что грех есть нарушение законов нашей человеческой природы, нашего естества. Как мы не можем нарушать законов окружающей природы, не по­страдав, так и, нарушая законы нрав­ственные и духовные, мы не можем не страдать. Это важно, потому что именно понятие греха отталкивает человека от христианства. Ведь бытует мнение: «Бог — препятствие к вольной жизни, это Он напридумывал сложные заповеди».

Грех — это зло, которое человек причиняет сам себе. А отсюда проблема страдания: не Бог меня наказывает, человек наказывает сам себя, нарушая закон человеческого естества. Объяснив природу греха, вы сможете объяснить и природу добродетели.

— Какова главная задача богословия в наше время?

— Главная задача, как я уже сказал, это четвертая — сказать о грехе тем, кто говорит, что он верит по­христиански. А если человек поставлен священником или преподавателем, он должен знать аргументы и доводы, которые помогут решить и первые три задачи:

— Есть Бог или нет, и каков Он.

— Какая религия истинная.

— Почему Православие является истинным христианством.

— Каким способом, кроме пассивного человеколюбия, можно противиться злу и искоренять его в период сегодняшнего духовного кризиса?

— Христианство предлагает принцип активного действия, соответствующего характеру и способностям человека. Каждый занимает какую­то клеточку в организме нашего народа. Я, например, никак не могу повлиять на решения президента, но я могу дей­ствовать в рамках своей педагогиче­ской клеточки. Другой может не только говорить, но и делать, значит, нужно делать. Христианство призывает к максимальной активности. К какой? Половина наших русских святых — воины. Их подвиг пассивным не назовешь.

А вот как в конкретном случае бороться со злом, ответить сложно, потому что в каждом случае есть своя специфика и область действия. Но нужно делать в той мере, в какой я располагаю возможностями, данными мне. Христианство говорит не о пассивности, а о необходимости каждому человеку, какой бы деятельностью он ни занимался, работы над собой. Наверное, вы замечаете, как в постоянной суете помрачается ум, и тогда очень сложно принимать решения. Значит, нужно успокоиться, в этом очень помогает чтение святых Отцов, оно сосредотачивает человека. Лучами солнца ничего не зажжешь, но если я возьму линзу — луч воспламеняет. Рассеянность рассыпает наши силы, поэтому наши усилия часто оказываются бесплодными. Правильная христианская жизнь сосредотачивает нас, как линза собирает лучи солнца, и тогда мы становимся способными производить реальные шаги в нашей жизни.

Избави Бог от пассивности! Каждый на своем месте должен делать то, что может. Важнейшее из положений христианства: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12) и «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7,7). Посмотрите, Христос постоянно призывает к активности, но эта активность должна быть сопряжена с христианскими принципами жизни и отношением к человеку.

Но есть люди по своей природе активные, а есть пассивные. Хорошо, ты пассивен и много не можешь, тогда молись, тебе больше ничего не остается делать, этим поможешь другим людям.

— Расскажите о вашем личном пути к Богу.

— Вопрос, который отвечает духу нашего времени. Мне приходится бывать на Западе, и там основным моментом общения между людьми разных религиозных общин стали разговоры о своем религиозном опыте. Не об опыте святых Отцов, а о личном опыте богообщения: «Вот я расскажу вам, какой я был плохой, как я стал лучше, и как теперь, по милости Божьей, я настолько стал хорош, что только жду, когда ж меня канонизируют».

Предупреждаю вас, ни в коем случае не становитесь на этот путь. Только с очень близким человеком можно поделиться каким­то моментом, и то, если вы считаете, что это будет полезно. И ни в коем случае перед всеми, потому что начнется тщеславие, самомнение, лукавство, лицемерие и просто фантазерство. И когда увидите, что кто­то увлекся рассказами о своем богообщении, знайте, что это — прелесть, попытайтесь прекратить, а не получится, уйдите. В этом вопросе — дух западного христианства. С удивлением смотрю на «увлекшегося» католика или протестанта: после падения в преисподнюю он поднимается на небеса — бедный человек. Он подобен мешку, наполненному страстями. Западное влияние теперь у нас стало сильным, религиозных и идеологических границ теперь уже не существует. Это движется на нас, поэтому нужно быть очень осторожным.

— Вас критикуют за ревностные выступления против католической Церкви?

— Печально, что у вас создается представление, будто бы я против католиков. Нет, я выступаю против католического вероучения, католического понимания основ духовной жизни и против католического устройства Церкви. Я не против самих католиков, они такие же люди, как мы с вами. Так что я не против людей, а против учения, где ересь на ереси. К сожалению, возникла огромная опасность, что эти ереси стали все больше проникать в нашу среду и наше сознание. Умалчивать об этом было бы просто преступлением. Поэтому я буду продолжать выступать против католических ересей.

Сергей Комлев
№88(22251)
16.05.2008

Источник: Газета «Речь»