Терапевтов — больше, коек — не меньше
Управление здравоохранения определило основные показатели работы медиков на следующий год
В городе планируется сократить объемы терапевтических участков, увеличив количество терапевтов и врачей общей практики. Ожидается, что это приведет к улучшению качества медицинской помощи. Кроме того, с этой же целью специалистами разрабатываются региональные стандарты медпомощи — как экономические стимуляторы врачей и инструменты контроля за правильностью лечения.
Городское управление здравоохранения сформировало муниципальный заказ на будущий год — документ, имеющий важность и для медиков, и для пациентов. Он определяет, по каким показателям будет работать сфера медицины: количество койкомест, их профиль, число врачебных приемов и т.п. От этих показателей будут зависеть суммы, выделяемые из Фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов разных уровней. Защищать муниципальный заказ предстоит в четверг в областном департаменте здравоохранения. Вчера Феликс Фарбер, начальник управления здравоохранения города, рассказал о самых значимых пунктах заказа:
— Мы не планируем на будущий год сокращение больничного коечного фонда и будем отстаивать имеющийся. Всетаки в этом году горожане остались без портовой больницы, поэтому дальнейшая реструктуризация, я считаю, пока нецелесообразна. В то же время мы будем увеличивать для большинства поликлиник план посещений, правда, ненамного. И кроме того, мы планируем провести разукрупнение терапевтических участков.
Что это значит? Существует норма, оговоренная приказом Министерства здравоохранения и соцразвития: за одним терапевтическим участком должно быть закреплено не более 1700 жителей. По данным городского отдела государственной статистики, в нашем городе проживают более 250 тысяч человек взрослого населения. Исходя из нормы, на это количество должно приходиться порядка 150 участков, тогда как в реальности их около сотни — вместе с цеховыми участками промпредприятий. Получается, что за некоторыми участками закреплено больше нормы, соответственно, качество медицинских услуг страдает.
В процессе разукрупнения, говорит Феликс Фарбер, может возникнуть другая проблема — недоштат:
— Но мы думаем, что люди придут работать: всетаки терапевты сейчас получают значительные доплаты. Кроме того, у нас проводится цикл подготовки врачей общей практики, и мы привлечем их к работе. Правда, здесь есть большая проблема: чтобы получить лицензию на этот вид деятельности, нужно оборудовать кабинеты в соответствии с требованиями Минздрава. По идее, для врача общей практики нужно строить отдельное здание. Если делать офис при поликлинике, то это будет четырех или пятикомнатная квартира. Всем известно, в каких условиях работают поликлиники, найти площади для офисов врачей общей практики там будет достаточно трудно. Перед главврачами сейчас поставлена задача «подготовить почву» для получения лицензий.
Почти все проекты в сфере здравоохранения, принимаемые в последнее время как на государственном, так и на местном уровне, теоретически, направлены на достижение одной цели — оказание доступной и качественной медпомощи. Во многом именно с этой целью в нашей области вводится новая система оплаты труда медработников. Как мы не раз писали, она предполагает значительное увеличение премиального фонда, который будет находиться в ведении главврачей. По какому принципу они будут распределять этот фонд между работниками, как будут оценивать и контролировать качество их работы? Об этом в числе прочего пойдет речь в будущую пятницу на коллегии департамента здравоохранения области, тема которой — организация региональной системы управления качеством медицинской помощи. На коллегию приедет профессура из Москвы и Удмуртии, где целый институт занимается этим вопросом.
Как отмечает Феликс Фарбер, в городских лечебных учреждениях и сейчас действует система управления качеством. Есть внутреннее управление, когда, к примеру, в стационарах заведующие отделениями и заместители главврачей по лечебной части делают обходы, проверяют истории болезни и пр. И внешнее, когда с проверками выходят эксперты страховых компаний и специалисты управления здравоохранения.
Помимо того, существует понятие стандартов медицинской помощи по разным видам заболеваний — как по их диагностике, так и по лечению. В 90е годы стандарты медпомощи были приняты на уровне области. За прошедшее время способы лечения значительно изменились, и стандарты перестали действовать. В дальнейшем Министерство здравоохранения разработало и ввело единые по всей стране стандарты медпомощи по большинству заболеваний, каждый из них оформлен отдельным приказом. Но в практической работе, как оказалось, их применять достаточно сложно. Поэтому около года назад регионам было дано право разработать на их основе свои стандарты.
Зачем они нужны? Вопервых, опять же для материального стимулирования врачей.
— Сейчас в большинстве медицинских учреждений действуют усредненные стандарты, — объясняет Феликс Фарбер. — Получается так, что врачам, условно говоря, экономически «невыгодно» лечить тяжелых больных, потому что они получают за них столько же, сколько и за легких. Новые стандарты медпомощи будут разработаны с учетом стимулирующего принципа, они будут четко просчитаны, и, применяя их, врачи будут знать, «сколько стоит заболевание».
Еще одна функция стандартов медпомощи — контроль за качеством и проверка правильности лечения.
— Представьте ситуацию, когда от пациента поступает жалоба: меня неправильно лечили. Что мы делаем сейчас? Поднимаем его карту и, исходя из своих знаний и знаний врача, делаем заключение — правильно или неправильно лечили. Иногда привлекаем независимых экспертов, и их мнения порой расходятся, потому что они являются представителями разных медицинских школ, у которых разные точки зрения на лечение данного заболевания. Такого не случится, когда будут приняты стандарты. В случае разбирательств будет видно, соблюден ли этот стандарт при данном диагнозе, проведено ли требуемое обследование и лечение. Главное, чтобы стандарты были составлены грамотно и качественно — тогда они будут работать. Если они окажутся с дефектами — возникнут серьезные проблемы, — говорит Феликс Фарбер.
Нужно отметить, что разработка стандартов — работа очень кропотливая. Существуют десятки тысяч различных заболеваний, и, чтобы система управления качеством идеально работала, теоретически, по каждому из них нужно разрабатывать стандарт. Это почти не представляется возможным. Департамент здравоохранения принял компромиссное решение, взглянув на данные статистики. Подсчитав, какие заболевания чаще всего встречаются по тому или иному профилю, он дал задание разработать стандарты в первую очередь для них. Этим вопросом занимаются врачи, являющиеся главными внештатными специалистами. На коллегии в пятницу будут сравниваться их разработки с опытом других регионов.
Татьяна Тихонова
№86(22249)
14.05.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →