Женатый на Мариинке
В Череповце сегодня выступает оркестр Валерия Гергиева, входящий в десятку лучших оркестров мира
Оркестр Мариинского театра приехал в Череповец в рамках Седьмого пасхального фестиваля, одним из спонсоров которого является компания «Северсталь». В нашем городе оркестр даст два концерта, в 17 и 20 часов. Со сцены Дворца металлургов прозвучат увертюры и арии из опер Николая РимскогоКорсакова «Майская ночь», «Снегурочка», «Царская невеста», а также симфония № 4 Петра Чайковского. Настоящим подарком череповчанам станет мировая премьера фрагментов оперы композитора Смелкова «Великий инквизитор».
Оркестрами мирового уровня череповецкую публику нынче не удивишь. Впрочем, искушенной ее пока называть рано. Усилиями вологодской областной филармонии и самих череповчан, обнаруживших способность оплачивать приезды первых величин мировой классической музыки, в последние пять лет наш город посетили оркестры, возглавляемые симфоническими мэтрами — Федосеевым, Спиваковым, Башметом и другими. Концерт оркестра Мариинского театра даже в столь блестящем ряду выглядит грандиозным событием для череповецкой культуры.
Именно музыканты Мариинки — единственный российский коллектив, которому довелось войти в десятку лучших оркестров мира согласно международному рейтингу. Сей факт тем более удивителен, что восприятие питерского оркестра за пределами России далеко не всегда отличается радушием и гостеприимством. Американские «классики», скажем, «оркестровали» кляузу едва ли не в суд —с просьбой запретить ВалериюГергиеву и его музыкантам въезд в США на том основании, что мастеровитые и трудолюбивые русские отнимают у истцов хлеб. Составители упомянутого рейтинга, слава богу, подошли к своей работе беспристрастно: определяя десятку лучших оркестров, учитывали количество концертов и географию выступлений, разнообразие репертуара и качество исполнения. И если последний пункт может быть перечеркнут русской пословицей «На вкус и цвет товарища нет», то количество концертов — вещь вполне объективная. А оно, количество, у оркестра Мариинского театра рекордное. Театр и его «дочерние предприятия» дают ежегодно 450 выступлений. Маэстро Гергиев лично дирижирует на более чем ста концертах в год. Таких показателей нет больше ни у кого в мире. Первые политические лица России везут «мариинцев» за рубеж взамен прежних матрешек и икры, как национальное достояние и предмет гордости. Интернет, столь же неподвластный подкупу и режиссуре, как городской базар, на запрос информации об оркестре в поисковой системе выдает полсотни ссылок на историю и сегодняшний день коллектива. И несколько тысяч — на сайты торговцев билетами на грядущие выступления оркестра. Это ли не лучшее доказательство его востребованности?
Оркестр — одно из самых сложных человеческих объединений, какие только могут существовать. Его девиз сродни мушкетерскому: один за всех и все за одного. Сквозь отглаженные фраки и начищенные ботинки оркестрантов нетрудно разглядеть покрытые пылью дорог кирзовые сапоги и натянутые впопыхах гимнастерки — без солдатской дисциплины не пойдешь дальше, чем квартет из известной басни Крылова.
А еще оркестр похож на корабль. Сочинение композитора — бурное море, с которым надо совладать и, по возможности, не утонуть. Скрипки, альты и виолончели, будто весла, резво борются со штормом, фортепианопарус ускоряет судно или тормозит его ход. Флейты, кларнеты и гобои будто юнги — всегда они в эпицентре, всегда их слышно. Но право сольного голоса им достается в минуты музыкальногозатишья, штиля. И все же нет на всей этой посудине человека, главнее капитана. Куда крутанет он штурвал, там и будут искатьсчастья его матросы. На капитанском мостике Мариинского оркестра Валерий Гергиев стоит уже 12 лет.
Оркестр, который при опернобалетном театре числится, обычно единица зависимая. Всяк аккомпанемент знай свой шесток. За более чем два века существования один из старейших оркестров России, Мариинский, подобно одноименной водной системе, вышел из берегов. Произошло это опятьтаки во многом благодаря Валерию Гергиеву.
Выездной состав оркестра насчитывает порядка двухсот человек. В иных залах количество зрительских мест лишь вдвое больше. Набор инструментов классический: скрипки, виолончели, альты, гобои, валторны, контрабасы, фаготы, гобои, кларнеты, флейты, трубы, тромбоны, тубы, арфы. Плюс ко всему рояль, орган и челеста. Всех, кто на них играет, Гергиев подбирал под собственную манеру музицирования.
Главная отличительная черта оркестра Мариинского театра — музыка, которую они играют, всегда величественна и грандиозна. В сон не клонит, да и слуха особенно не услаждает, а будоражит сердце, наполняя кровь адреналином. Исполнение оркестром произведений Вагнера, который олицетворяет мощь классической музыки, назвали «варварством». Что, безусловно, было бы оскорблением, если бы это сделал ктонибудь, кроме немцев, потомков варваров. «Гергиев вернул нам нашего Вагнера», — писали газеты Германии после премьеры «Кольцо Нибелунга». «Господин Гергиев предложил не приукрашенное или сознательно утонченное, а энергичное, стремительное и временами дерзкое исполнение», — подхватывал корреспондент New York Times. Эмоции от выступления петербургского оркестра захлестывают и критиков: снимая треснувшее пенсне, принимаются изъясняться не сухим музыковедческим стилем, а почти стихами. «Необузданные медные духовые пылали энергией и неистовством», — пишет один из них. Мариинцам не страшны мобильные телефоны, на чье назойливое пиликанье сваливают иногда свою профессиональную несостоятельность иные горемузыканты. Когда играет гергиевский оркестр, хоть на реактивном самолете из концертного зала взлетай. Впрочем, не всегда музыка «мариинцев» представляет угрозу для штукатурки театральных потолков. Специально для тихой и вдумчивой музыки при главном коллективе создан дочерний оркестр — Камерный.
Уникальность оркестру придает и его способность к ярким и необычным интерпретациям. Ведь, в сущности, музыкальное сочинение — тот же стих. На каком слове поставишь ударение, какой текстовой кусок выделишь интонацией и гримасой, такой смысл люди и прочитают. У Мариинского оркестра почти каждый концерт — открытие новых смыслов давно знакомой классики. К слову, практически все записи русских классических оперы и балета, симфоний и концертов для фортепиано с оркестром, которые можно найти на прилавках музыкальных бутиков Европы и Америки, сделаны оркестром Мариинского театра — плод многолетнего контракта петербуржцев с компанией Philips.
За двести лет существования оркестра Мариинского театра с ним почитали за честь сотрудничать великие композиторы, включая ту «Могучую кучку», портретами которой украшают школьные кабинеты музыки. Шостакович, Вагнер, Малер, Прокофьев, Чайковский и Рахманинов отдавали свои новые сочинения оркестру и лично восседали на премьерах в первом ряду.
Они и ныне в первом ряду тех, кого оркестр Мариинского исполняет чаще других. На некоторые имена, вроде Прокофьева, Малера, Глинки, Шостаковича и других, у гергиевского коллектива нечто вроде патента, заработанного годами. Попросту, как известно специалистам, лучше всех в мире произведения того или иного композитора исполняет оркестр Мариинского театра, и соревноваться в этом с ним глупо.
«Развитие и успехи театра были бы невозможны без поддержки тех, кому небезразличен уровень развития культуры и искусства в России, — говорит Валерий Гергиев. — А ведь именно он определяет силу нации и является составляющей имиджа страны. Сотрудничество Мариинского театра и ОАО «Северсталь» началось три года назад. За это время компания оказала значительную поддержку многим проектам театра. Я очень рад успешному сотрудничеству с ОАО «Северсталь».
Друг познается в беде, а ложка, как ни крути, дорога к обеду. Дружба «Северстали» и Мариинки началась в очень сложный для театра период. Реставрация, а фактически, перестройка сгоревшего здания театральнодекорационных мастерских на улице Писарева потребовала немалых средств, около 200 млн евро. Ни федеральный бюджет, ни тем более петербургский не мог потянуть такой суммы. Как часто бывало на Руси, вопрос решили «всем миром». Компания «Северсталь» откликнулась одной из первых. В декабре прошлого года новый зал, отстроенный по проекту французского архитектора Ксавье Фабра, открылся. Мариинский концертный зал, рассчитанный на 1150 мест, организован по принципу возрастающих вокруг оркестра рядов, что позволяет улучшить не только акустические параметры, но и видимость.
В 2003 году при содействии «Северстали» воскресли же не стены и крыша, а чарующие звуки знаменитого одноактного балета Игоря Стравинского «Свадебка» в легендарной постановке Мариинского театра 1923 года.
Спустя два года, в 2005м, компания вошла в Попечительский совет Мариинского театра, оказавшись в числе более чем двадцати видных российских компаний. А уже в 2006 году при поддержке ОАО «Северсталь» Мариинский театр осуществил несколько успешных гастрольных поездок. В 2006 году руководство компании «Северсталь» вело целенаправленную работу по распространению творчества великого русского композитора Дмитрия Шостаковича, оказывая благотворительную помощь десяткам мероприятий, посвященных 100летию Шостаковича и связанных с его именем, как на региональных, так и на столичных сценах. Параллельно с постановками опер и балетов Шостаковича в Мариинке, произведения мастера при содействии металлургической компании ставились и в Большом театре. Позже в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» был осуществлен уникальный цикл «Все симфонии Шостаковича». Согласно высказываниям руководства компании «Северсталь» и Мариинского театра, обе стороны заинтересованы в продолжении сотрудничества. А значит, впереди множество интересных постановок и концертов, созданных сообща.
Материал подготовлен по заказу ИМА «Череповец»
Сергей Виноградов
№ №79(22242)
Газета "Речь" от 30.04.2008
![](https://wobla.ru/news/previews/2023/f03ac5f6d37eff9dd5fa27159748e085.jpg)
Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день
За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков →
![](https://wobla.ru/news/previews/2023/5595ac20b65c92af7a5a69a898643421.jpg)
Полиция Вологды всю ночь искала пропавшего 10-летнего школьника
Найти мальчика удалось только под утро →