29 апреля 2008 года. 07:48

Пасхальный кулич — всю неделю родню кличь

В Светлое Христово Воскресение (Пасха) прихожане с самого утра шли к Воскресенскому собору и храму Рождества Христова. В корзинках, сумках, пакетах несли пасхальные куличи и крашеные яйца — освятить. Буквально в считанные минуты столы у храма заполнялись куличами и яйцами. Были среди выставленных куличей и настоящие — те, что готовятся по старинным рецептам. Но больше покупных. Купить пасхальный кулич было не проблемой для горожан.
В преддверии Пасхи череповчане активно закупали куличи, яйца. Ажиотажного спроса на обрядовую еду не было, предложение полностью удовле­творяло потребности. Один только череповецкий хлебокомбинат реализовал в конце минувшей недели и за выходные 24668 штук пасхальных куличей.

— Это несколько меньшие объемы, чем в прошлом году, — объяснили нам на предприятии, — видимо, сыграли свою роль цена и широкий ассортимент не только местной, но и привозной продукции.

Для сравнения: в 2007 году череповецкий хлебокомбинат продал 17654 пасхальных кулича по 500 граммов и 14603 штуки по 250 граммов; в 2008 году 14768 и 9900 соответственно. Большой кулич продавали по цене 65 рублей, маленький — по 37 рублей.

Кстати, в субботу на подворье Воскресенского собора, куда горожане приходили освятить куличи, крашеные яйца и пасхи, уже освященные куличи продавались по 50 рублей большой и 30 рублей маленький. Испечь настоящий обрядовый кулич (из дрожжевого теста с добавлением большого количества яиц, высококачественного масла и сахара) в домашних условиях — занятие длительное и трудоемкое. По традиции тесто затворяют в ночь с четверга на пятницу, выпекают в пятницу, а в ночь с субботы на воскресенье освящают в церкви. Куда проще купить.

К слову сказать, выбор у горожан немаленький.

— Самый крупный производитель в городе — ОАО «Череповецкий хлебокомбинат», — говорит Татьяна Титова, и.о. начальника управления городской экономики и торговли. — Помимо него в городе примерно 11 мини­пекарен. Не все из них пекли куличи накануне Пасхи, но выбор был.

Традиционно торговали в рознице и привозной продукцией — из районных центров области, Вологды, Шексны, Ярославля, Рыбинска.

— Специальный учет объемов продаж пасхальных куличей мы, конечно, не ведем, — говорит Татьяна Владимировна. — Могу лишь сказать, что лидирующие позиции остаются за череповецким хлебокомбинатом. В прошлом году предприятием реализовано 14 тысяч тонн хлебобулочных изделий; объем привозной продукции — 4 тысячи тонн. Однако заметной стала тенденция к увеличению привозной продукции. У кого есть деньги, тот не изменяет своим привычкам и отдает предпочтение местной продукции. Кто же считает каждую копеечку, как, скажем, пенсионеры, старается купить хлеб или те же куличи подешевле, а значит, отдают предпочтение привозной продукции.

Аналогичная ситуация складывается и с реализацией яиц. Дефицита их в городе давно не наблюдается. А если и были очереди в преддверии Пасхи, то небольшие. А вот цена кусалась. Разброс в стоимости десятка яиц был от 33 рублей до 46 рублей.

Как бы там ни было, Череповец явно демонстрирует уважение традиции. И праздник еще не кончился. Едят куличи всю Пасхальную неделю до Радоницы, одаривая ими родных и близких.

Татьяна Ковачева
№ №78(22241)
Газета "Речь" от 29.04.2008

Источник: Газета «Речь»