25 апреля 2008 года. 10:15

Семья и монашество

Мы продолжаем публикацию цикла бесед с известным православным богословом, профессором Московской духовной академии Алексеем Осиповым. Тема сегодняшнего разговора — монашество и семья. Что предпочтительнее для христианской жизни, и правомерна ли вообще такая постановка вопроса.
— Алексей Иванович, знаменитый православный проповедник и публицист, митрополит Антоний Сурожский говорил, что монашество и семейная жизнь духовно схожи. Парадоксально, по­скольку, если судить внешне, то это два совершенно противоположных образа жизни. Поясните, пожалуйста, что, на ваш взгляд, имел в виду Сурожский.

— Действительно, здесь много есть подобного. Нужно только понять, что монашество по самой своей идее есть отречение от всех связей с окружающим миром, насколько это возможно. Именно по этой причине принимаются безбрачие, нестяжание и послушание: чтобы ни о чем не заботиться. Как написано: «Многая имения умножает печаль», то есть чем больше человек имеет, тем больше у него забот. Имеешь дом — заботься, имеешь три — караул кричи. Поэтому монах максимально от всего отказывается, и тогда энергию души, ума и само освобождающееся время направляет на то, ради чего принял монашество. Сейчас человеку, который искренне хочет монашества, находиться в таких условиях очень трудно, трудно достичь такого духовного развития, которого достигали древние, находясь в пустыне, не общаясь ни с кем.

А теперь о семье. Что требуется от человека для спасения? Если кратко говорить, вся суть христианской жизни на первых ее порах сводится к тому, чтобы человек увидел, что ему нужен Христос­Спаситель. А для этого он должен увидеть, что его что­то мучает, приносит страдание, а он сам не может от этого избавиться. Только тогда человек взвоет: «Господи, помоги мне!» И когда ощутит помощь, тогда скажет: «Оказывается, Христос — действительно Спаситель».

Если мы не видим этого, считаем, что мы хорошие, и Спаситель нам не нужен, тогда нам нужен антихрист, который наградит, даст славу, богатство за наши добродетели.

Итак, первая задача христиан­ской жизни увидеть в себе то, ради чего Христос пришел меня спасать. Мы, к сожалению, заражены неудачным богословием, слышим только: «Христос пришел спасти человече­ство». Нет, самое странное — Он пришел меня спасать. А я и не вижу, от чего спасать.

Когда к Сисою Великому пришел один и сказал: «Отче, я имею непрестанную память Божию, непрестанную молитву», тот ответил ему: «Это не велико, велико, когда ты увидишь себя ниже всей твари». И действительно, бессловесные поступают так, как в их природе написано, а если человек хотя бы один день понаблюдает за собой, то он увидит, кто он есть. А для того чтобы себя увидеть, требуется понуждение себя к тщательному исполнению заповедей Христовых. Сравнивая свою жизнь с Евангелием, я увижу, кто я есть. В монастыре хорошо, что там есть духовный руководитель, он видит мою душу и мудро помогает мне, чтобы и я увидел ее. Таких мудрых руководителей всегда было немного, а сейчас, может, и вовсе нет. Но в процессе монастырской жизни монахи толкаются друг о друга, задевают «острые углы» и понемногу чувствуют, что в них есть.

Семейная жизнь дает еще большую возможность видеть, какие страсти в нас живут. Сталкиваются два «эго», две лени, два желания, чтобы за ним только ухаживали. Семейная жизнь — это изумительное средство для познания своих страстей. Настоящий христианин вечно будет благодарить Бога за то, что Он дал ему (ей), увидеть, что в душе живет, потому что в семье — ближайшее соприкосновение. Если человек искренне относится к своей вере, то он увидит, какие страсти обладают им, что он с ними справиться не может, что это грозит подчас расколом семейной жизни, трагедией для детей. Причина — только страсть и больше ничего. Казалось бы, зарплату получает, квартира и дача есть, а в семье неизвестно что творится. Почему? Страсть. «Ты не так сказал!» — «А ты не так сделала!» — «Ты не приготовила». — «А ты не сходил в магазин».

Недаром у меня племянник сказал: «Только женившись, я узнал, что такое настоящее счастье».

Поэтому я согласен с митрополитом Антонием, что и монашество и семейная жизнь являются великолепным средством познания себя. А раз познания себя, то и прихода ко Христу, в Котором спасение.

— Мы живем в миру, с женой и детьми, а многие святые уходили в затвор и пустыню, чтобы спасаться. Где та грань, чтобы нам не обидеть окружающих, но и не забыть о своем спасении?

— Приведу вам цитату из Евангелия, которая, может быть, отчасти ответит на ваш вопрос. Помните, юноша спрашивает Спасителя: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16 и далее). Христос перечисляет ему заповеди: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; люби ближнего твоего, как самого себя». Юноша говорит: «Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» Тогда Христос говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Хочешь спастись — следуй заповедям, а если хочешь быть совершенным, тогда откажись от всего. То есть в Евангелии показаны две различные ступени. Мирские люди должны жить по совести, если это не получается, то искренне каяться. И другой путь — монашеский, для тех, кто хочет быть совершенным. Потому что, находясь в нашей суете, сутолоке, общаясь с людьми, мы непрерывно согрешаем, осуждение, зависть, ревность, неприязнь не сходят с наших уст.

Мы забываем эти категории — любовь и радость. Правильная христианская жизнь, и тем более жизнь совершенная, очищая человеческую душу от грязных, нечистых, безумных мыслей, чувств и желаний, делает душу способной к восприятию Бога, и тогда она наполняется неизъяснимой радостью и любовью. Вот что дает совершенство.

Душа чем больше заполняется хламом, тем меньше в ней полезного. Чем больше балласта, тем меньше доброго груза. Можно наполнить душу мечтами, пустыми мыслями, злобой, неприязнью, и когда она наполняется всякой дрянью, тогда остается мало места для того, что может ее питать. Только многие и не переживают, что нет радости и любви, потому что душа мертвеет.

Поэтому и в нашей мирской жизни мы должны, насколько это возможно, стремиться жить по совести, по Евангелию. И очень важно душой не привязываться к пустым мирским заботам. Нам, конечно, никуда не деться от своих обязанностей, но нужно научиться к ним не привязываться душою.

— Как остаться истинным христианином в многопопечительной семейной жизни?

— Не думайте, будто монашество духовно выше семейной жизни или семейная жизнь выше монашества. Каждому предложен свой путь. Макарий Египетский, которого называли «земным богом», был послан поучиться у двух замужних женщин и ушел действительно наученным. Антонию Великому пришлось учиться аскетике у бедного сапожника в Александрии. Поэтому мы не знаем, какой путь духовно выше. Просто монашество дает возможность человеку раскрыть свои духовные возможности без суеты.

Основой принятия Христа является понимание, что человеку не дают покоя его страсти и страстишки. Пока человека не трогают, он внешне хорош, как лужица с кристальной водицей, стоит только палочкой там помешать, такая муть пойдет! Человек страдает, он покоя себе не находит: то в ярости, то в ненависти, то в зависти. Но надо помнить, что со временем и по обстоятель­ствам эти страсти успокаиваются, но если не будут искоренены при жизни, они по смерти познаются душой во всей силе. Евангелие призывает к борьбе со страстями здесь, потому что, когда отнимется тело, ничто не будет мешать страстям непрерывно жечь душу, как огнем. Каяться здесь нужно, пока есть время, не дай Бог умереть с этими страстями, тогда наступит жуткая мука.

И когда мы говорим о суете семейной жизни, нужно помнить, что каждому человеку дается свое, причем не в том смысле, что Бог ему посылает: «Вот тебе — жена, а тебе — мантия», — каждый в себе сознает, что он может, а что не может. Неважно, монах ты или семейный, главное, избрать: Христос или антихрист. Никто из тех, кто не познал своих страстей и не увидел, что он сам с ними не справится, никто христианином стать не может. Так что не беспокойтесь, семейная жизнь — это такое же великолепное средство для осуществления христианства в себе, как и монашество. И что из них выше, знает только Бог.

Сергей Комлев № №76(22239)
Газета "Речь" от 25.04.2008

Источник: Газета «Речь»