«Жена, увидев мою бритую голову, заплакала»
Сергей Маковецкий, сыгравший заседателя № 1 в фильме «12», поговорил с череповчанами о кино и не только
Кинопраздник «Эхо «Золотого орла», организованный правительством Вологодской области и управлением по делам культуры Череповца, в четвертый раз прошел в нашем городе. На сей раз череповчан «угощали» визитом народного артиста России Сергея Маковецкого, приглашенного, дабы произнести вступительную речь перед показом фильма «12», победителя Венецианского кинофестиваля и номинанта на «Оскар». В Череповец Сергей Маковецкий, сыгравший в фильме первого заседателя, который и закручивает сюжет, приехал изпод Нижнего Новгорода, прямиком со съемок новой картины Никиты Михалкова «Утомленные солнцем2». Артисты и режиссеры «12», на днях признанные телеканалом MTV лучшей кинокомандой года, никак не могут расстаться. О фильмах «12» и «Груз 200», о «Золотом орле» и других кинофестивалях Сергей Маковецкий рассказал череповчанам на творческой встрече.
О «Грузе 200».
— В Череповце я впервые, но мог бы и раньше приехать. Леша Балабанов здесь «Груз 200» снимал, мне главную роль предлагал. Но не срослось. Почему? Долго рассказывать. Актеры — живые люди и имеют право на анализ, на выбор, на сомнение. Я ведь принял участие в фильме — озвучил одного из персонажей. Фильм мне нравится, но о том, что отказался от главной роли, я не жалею. Балабанов как никто умеет пройти на грани дозволенного, он ни разу еще не скатился в неоправданную жестокость или пошлость.
Об искусстве, которое требует жертв.
— На фильм «12» я попал последним из персонажейзаседателей. Мои партнеры целый месяц до этого репетировали, искали свои образы, размышляли и обсуждали сценарий. А я сразу. Гримеры придумали мне образ лысеющего присяжного в дорогом костюме — мне выбрили голову почти до темечка, сделали плешь и перед каждыми съемками подравнивали. Помню, как я впервые пришел в таком виде домой. На дворе 30 декабря, Новый год на носу. На пороге снимаю шляпу и говорю: «Здравствуй, Люба, я вернулся». Супругу мою, вообщето, Лена зовут, но это я фильм «Берегись автомобиля» процитировал. Жена, увидев мою бритую голову, заплакала.
Об эффекте случайного попутчика.
— «12» — неторопливое кино, не клиповое, как сейчас модно. Двух часов с небольшим хватает, чтобы все герои раскрылись. Как в поезде. Тебе кажется, что можно выговориться и раскрыться перед человеком, которого ты больше никогда в жизни не увидишь. Это не мое сравнение с поездом и случайным попутчиком, это пример Никиты Сергеевича.
Об общих наградах.
— В Венеции фильм Михалкова «12» получил не маленького золотого льва, как написали некоторые наши газеты, а нормального. Я ездил на кинофестиваль вместе с Никитой Сергеевичем и могу рассказать, как это было. Наш фильм демонстрировался за день до закрытия фестиваля, когда, как правило, уже известен победитель. Но «12» спутал карты организаторам — после фильма зал пятнадцать минут аплодировал нам стоя. Жюри заседало десять часов, всю ночь, в общем. Мнения разделились поровну. Решили дать второго, специального льва. В истории Венецианского фестиваля такое было дважды — первый раз с Феллини, второй с Михалковым.
О личных наградах.
— Мои кинонаграды я храню дома. Специальной полочки не завел — стоят, где им вздумается. Но скажу вам честно, я не получил очень многие заслуженные награды за свои хорошие роли. И что? Они же есть — эти роли. Зрители их любят, я их люблю. Конечно, обидно не получить заслуженного. Об этом еще Золушка говорила: «Обидно не ездить на бал, тем более когда ты этого заслуживаешь». Не получить обидно, но жить этим неполучением глупо.
Про «живенько», «вкусенько» и «нечитабельно».
— Я терпеть не могу этих слов, хотя вся наша журналистика сегодня только ими тремя и оперирует. Начинаешь какойнибудь корреспондентке рассказывать о фильме или спектакле, детально объяснять смысл постановки, а она: «Да нет, вы расскажите чтонибудь живенькое. Все, что вы говорите, нечитабельно». Что живенькое? Партнершу, что ли, на репетициях съели? Так не было этого. Смотрю, у нее взгляд погас.
О различии театра и кино.
— Я смотрю на это различие со своей колокольни, актерской. Скажем, вы режиссер, а я актер. Если в кино, то вы сильнее. Что я ни делай на съемочной площадке, что ни придумывай, вы смонтируете так, как хотите. А в театре подругому, тут я король: я решил попробовать какуюто новую трактовку образа — и попробовал. Вы же на спектакле не выбежите на сцену и не закричите: «Неправда, я так не ставил».
Об успехе любой ценой.
— Успех любому человеку приятен. Но лично я не приемлю успех любой ценой, когда идут по головам. Вы в Норильске бывали? Нет. А я бывал. Этот город выстроен любой ценой, на костях человеческих выстроен. Что касается искусства, я уверен: нет такого фильма или спектакля, который стоило бы ставить любой ценой.
Сергей Виноградов
№ №74(22237)
Газета "Речь" от 23.04.2008
«Мрак» - Георгий Филимонов прокомментировал разваливающуюся дорожную плитку на площади Бабушкина
Мэр города планирует в будущем году демонтировать только что положенное покрытие и заасфальтировать проезжую часть у железнодорожного вокзала→
Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день
За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков →