18 апреля 2008 года. 08:00

Детский сад: общение, развитие и… проблемы

В Череповце активно идет кампания выдачи путевок в детские сады. Хватает не всем желающим, но и счастливчики­родители, имеющие на руках драгоценный документ, не избавлены от проблем: ребенок может совсем не разделять их счастья и не желает ходить в садик.
Итак, ваш ребенок пошел в детский сад. И… вы не можете узнать своего малыша. Обычно спокойный, он теперь носится по всей квартире с громкими криками, громко смеется или вдруг начинает плакать. В то же время воспитатели говорят: «Какой послушный ребенок!» А бывает, и жалуются на такое же шумное поведение.

В чем же причина? Представьте, что вам нужно проводить в большой и шумной компании по нескольку часов в день. Даже если вы очень общительный человек, это не так­то легко. А если это ребенок? Да еще по характеру «не громкий»? Неудивительно, что у него вскоре может разболеться голова и непреодолимо захочется домой. Вот к вечеру бурлящее напряжение и вырывается вместе со слезами, криками, капризами.

Что делать? Это зависит от особенностей характера каждого малыша, и полезно наблюдать — что ему помогает, успокаивает. Но для любого ребенка важно, чтобы родители могли его выслушать, помочь расслабиться. Один из лучших приемов против стресса — игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, если соблюдать несколько нехитрых правил. Во­первых, выбор — играть или не играть — должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать. Во­вторых, «вечерняя» игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для «Спокойной ночи, малыши!»: эта передача идет в одно и то же время, и может стать частью «ритуала» отхода ко сну.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение — уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу: они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо­о­ольшущий шар и малюсенький пузырик), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду; устроить ребенку «дождик» из губки; превратить их в кораблики или в дельфинов), просто дать две­три баночки — и пусть переливает водичку туда­сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, через 15 — 20 минут ребенок будет готов идти спать.

Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий.

И помните всегда: каким бы замечательным ни был детский сад, какие бы профессионалы в нем ни работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», девять часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит.

Но если посещение детского сада связано с такими трудностями, не лучше ли ребенку вообще сидеть дома до школы? Нет, не лучше. Детский сад, как утверждают психологи, — это новый и необходимый этап в жизни ребенка. Он важен прежде всего для развития навыков общения и для саморазвития малыша. А взаимодей­ствие и совместное творчество родителей, детей и воспитателей детского сада способствуют гармоничному развитию ребенка. Кроме того, воспитанники детского сада легче адаптируются к школе: они уже привыкли жить и общаться в коллективе, освоились на занятиях, и новым для них станет только несколько изменившаяся учебная деятельность.

А если малыш не хочет ходить в дет­ский сад? Говорит психолог МСПДМ «Восхождение» Наталия Анисимова:

— В доверительной обстановке поговорите с ребенком, попытайтесь выяснить причину: что не нравится ему в садике. Если малыш еще не умеет разговаривать или не может объяснить, пообщайтесь с психологом и воспитателем, попросите понаблюдать за ребенком, спросите, каким его видят они. Хороший вариант — поиграть с ребенком «в детский сад», при этом ничего ему не навязывая. Тогда малыш создаст модель тех отношений, ситуаций, которые его беспокоят. Понаблюдайте за его невербальным (выраженным не в словах) поведением, и вы заметите, в какие моменты он более напряжен, или чрезмерно зажат, или вял. Увидите, как его эмоции проявляются в мимике, жестах. Вам многое станет понятно. Выяснив причину, начинайте вместе с ребенком искать пути решения проблемы, адекватные с его точки зрения, а не вашей. При этом помните, что любая проблема — это задача, которая может быть решена. Если же вы сами не можете найти выход из сложившейся ситуации, обязательно обращайтесь за помощью к специалистам.

В передаче «Территория детства», вышедшей на «Канале 12» 14 апреля, рассказано об эффективной совместной работе родителей и воспитателей детского сада № 9, где реализуется программа «Содружество». «Дети, — считают воспитатели, — видя такую поддержку, и сами вырастут хорошими родителями». А дошколята с удовольствием рассказывают:

— У меня здесь много друзей.

— Хорошие воспитатели.

— Мне нравится здесь играть в игрушки.

— Мне нравится все!

Еще один адрес передачи — дет­ский сад компенсирующего вида № 122 для детей с отклонениями в здоровье. Если у малыша заболевание опорно­двигательного аппарата, его по решению комиссии учреждения могут взять сюда. И уже творческий, надежный коллектив не только педагогов и родителей, но и медиков, инструкторов по физкультуре и плаванию, логопедов будет возвращать здоровье малышу. В этот удивительный и очень эффективный по своей деятельности садик дети идут с радостью, а затем, получив возможность посещать обычный детский сад для здоровых детей, не хотят его покидать.

Конечно, у вас, уважаемые родители, возникает много вопросов, связанных с посещением детского сада вашим малышом. Специалисты программы «Дорога к дому» к вашим услугам. Телефон, электронный адрес, сайты программы, где можно получить поддержку, указаны ниже. Обращайтесь, не откладывая! Ведь в детском саду малыш делает первые самостоятельные шаги. И очень важно, каким оно будет — первое знакомство с миром вне домашних стен, без мамы и папы рядом.

P.S. Следующая передача «Территория детства» выйдет в эфир 28 апреля на «Канале 12». Ее тема: «Дети и компьютеры».

Ирина Ромина
№ №71(22234)
Газета "Речь" от 18.04.2008

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

1500 квадратных метров охватило пламя на лесопильном предприятии в посёлке Новатор

С огнём всю ночь боролись более пяти десятков человек

Последнее в рубрике

Завтра в центре Вологды перекроют движение автомобилей и даже пешеходов

Ограничения приурочены к празднованию Дня города