Боевой офицер, мастер спорта, наставник
Встреча с полковником в отставке Андреем Павловичем Герасимовым длилась более четырех часов, насыщенных воспоминаниями. Говорили и о войне, и о послевоенной жизни…Война против гитлеровского фашизма дала мощный толчок всплеску патриотизма во всех городах и весях нашей Родины. Немало добровольцев ушло на фронт и из Череповца, многие ребята мечтали попасть в Лепельское военное училище. Не окончив девятого класса средней школы № 1, поступил туда и Андрей Герасимов. Помог ктото из родственников, работавших в военкомате.
Одиннадцать месяцев учебы позади, и новоиспеченный младший лейтенант получил направление на 3й Белорусский фронт. Должность — командир стрелкового взвода.
Шло лето 1944 года, фронт готовили к прорыву вражеской обороны. Наступательная операция наших войск под кодовым названием «Багратион» была проведена 23 июня — 29 августа с целью разгрома немецкофашистской группы армий «Центр» и освобождения Белоруссии.
Немецкофашистские войска занимали заранее подготовленную, глубоко эшелонированную (250 — 270 км) оборону, опиравшуюся на развитую систему полевых укреплений и естественных рубежей. Оборонительные полосы проходили по западным берегам многочисленных рек, имевших широкие заболоченные поймы.
— 21 июня, — рассказывает Андрей Павлович, — нашу стрелковую роту, в которую входил и мой взвод, а также роту штрафников направили в разведку боем. У немцев — обеденный перерыв. Наша атака была для них внезапной, без огневой подготовки. С боем ворвались в первую траншею, противник отступил; захватили несколько пленных, отправили в свой полк. Ждем команды «отбой» — без нее не имеем права отходить.
Опомнившийся противник открыл по нам шквальный артиллерийскоминометный огонь. Из 150 человек осталось нас 18. Нас выручило подошедшее подкрепление.
…Вскоре пришло пополнение — уже немолодые узбеки и казахи. Теперь лейтенант Герасимов — командир интернациональной роты. «Многие из них не знали русского языка — ох и пришлось мне с ними повозиться…»
А впереди река Неман, уже Литва, течение реки быстрое. Немцы основательно закрепились на западном берегу. Времени в обрез. Нашему батальону дан приказ форсировать реку, создать плацдарм и держать его до подхода нашего полка.
Неман был форсирован, плацдарм создан, но немецкая авиация крепко ударила по его защитникам, а тут еще минометный обстрел. Андрей Павлович получил тяжелое ранение осколком мины. «Подхватил меня связной, — говорит он, — да не тутто было. Слишком тяжело. Подскочила девушкаснайпер (их группа охраняла штаб полка, успевшего переправиться через реку): «Держись, лейтенант, за мою шею, да покрепче!» — и потащила меня к реке». Почти полгода пробыл Андрей Павлович в госпитале, там узнал, что оставшихся на том берегу раненых спасти не удалось: фашистские танки, сделав обходной маневр, раздавили их гусеницами.
На этом военная служба Герасимова не закончилась. Много ему еще пришлось пережить, не раз жизнь висела на волоске. Под Кенигсбергом снова был ранен, снова госпиталь. «А в июне 1945 года, — говорит Андрей Павлович, — рассадили нас в вагоны и направили на Восток. Молодость брала свое, госпитали позади. Ехали целый месяц. Наша дивизия направлялась заканчивать войну с Японией. Технику пустили в обход, а мы идем через пустыню Гоби.
Продолжалось это около двух недель. Спали на ходу, воды было крайне мало. Нам ее в мешках сбрасывали с самолетов. Миновали хребет Хинган, и наконец Маньчжурия. Харбин. Недалеко от Харбина разгромили кавалерийский отряд японцев. Со сдачей в плен Квантунской армии война была закончена».
После войны Андрей Павлович окончил в Подмосковье высшие курсы офицерского состава и с 1947 по 1950 годы служил в Германии, руководил школой сержантов. Шло время, шла служба. 20 лет в Московском военном округе. Участие в военных спартакиадах, первые места на всеармейских соревнованиях. Трижды был чемпионом Вооруженных сил СССР по пулевой стрельбе.
До сих пор полковник в отставке Андрей Павлович Герасимов вместе с многочисленными правительственными наградами носит значок мастера спорта по пулевой стрельбе. Медаль «За отвагу», орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» и «За победу над Японией» украшают грудь череповчанина.
И еще: до сих пор он поддерживает связь с 21й школой Череповца. Она ему как дом родной: 30 лет отработал здесь. Опытный военный, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания подчиненных, Андрей Павлович быстро нашел себя в школе. В короткий срок добился высоких результатов в начальной военной подготовке учащихся старших классов. Полковник запаса возглавил оборонномассовую работу в школе, включающую военнопатриотическое воспитание, внешкольную работу по военноприкладным видам спорта, подготовку и участие в городской игре «Зарница», соревнования школьников в игре «Орленок». Во всех этих соревнованиях школа № 21 занимала первые места и была лучшей в городе. В школе регулярно проводились встречи с фронтовиками, приглашались гости. С воспоминаниями о прошедшей Великой Отечественной войне выступали и директор школы Н.С.Казаков, и сам военрук А.П.Герасимов.
Владимир Михеев № №65(22228)
Газета "Речь" от 10.04.2008
«Мрак» - Георгий Филимонов прокомментировал разваливающуюся дорожную плитку на площади Бабушкина
Мэр города планирует в будущем году демонтировать только что положенное покрытие и заасфальтировать проезжую часть у железнодорожного вокзала→
Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день
За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков →