10 апреля 2008 года. 09:46

Электричество для льготников

Начало в №№ 63, 64.
Говоря, что «ни о каком перерасчете речи быть не может», зам. директора по экономике и финансам МУП «Электросеть» Виталий ТУШИНОВ имеет в виду только тех льготников, которые имеют счетчики:

— Еще раз повторяю, что нормативы, утвержденные Региональной энергетиче­ской комиссией, рассчитаны для граждан, не имеющих приборов учета. Их нельзя применять для расчета платежей льготников, имеющих счетчики. Для них должна быть разработана другая норма, которой на данный момент нет.

— Но ведь постановление правительства области и было принято специально для того, чтобы снять этот во­прос. Оно же распространило действие нормативов РЭК на всех льготников, не деля их на учетных и безучетных?

— Да.

— Однако вы считаете, что применять это постановление к льготникам, име­ющим счетчики, нельзя?

— Нельзя. В том числе и по этой причине оно некорректно.

Права ли «Электросеть», занимая такую позицию? В прокуратуре на этот счет нет четкого мнения. На во­прос, могут ли нормативы для безучетных граждан применяться к льготникам, которые имеют приборы учета, помощник прокурора Артем ОЗОРНИН не смог ответить:

— Это сложный вопрос. Я пока не могу найти на него ответ. Разбираемся. Было бы хорошо, если бы для льготников разработали специальные нормативы.

Представитель ОД «Пенсионер» Виктор КУЗМИЧЕВ считает, что такая позиция выгодна «Электросети»:

— Почему нормативы потребления, утвержденные РЭК, можно применять только для квартир, где нет приборов учета? Если завтра они установят для моей квартиры давным­давно утраченный ими счетчик — что, от этого мой норматив потребления, оплачиваемый с 50­процентной льготой, изменится? А если вопрос поставить по­другому: почему же «Электросеть», считая, что для льготников должны быть установлены другие нормативы, все­таки применяет нормативы РЭК к той части льготников, которые не имеют счетчиков? Потому что их это устраивает: при применении нормативов РЭК суммы платежей безучетных льготников увеличиваются в среднем почти в два раза. А вот у льготников, которые имеют счетчики, плата за электроэнергию в случае применения нормативов РЭК уменьшается на 30 — 60 рублей в месяц. «Электросеть» тем самым теряет не один десяток миллионов рублей в год.

В подтверждение своих слов Виктор Иванович приводит примеры.

1. В однокомнатной квартире живет один ветеран, за месяц он «нажег» по счетчику 100 кВт.ч.

По старым нормативам у него вышло бы: 50 кВт.ч x 0,5 х 1,65 руб. + (100 — 50) кВт.ч х 1,65 руб. = 123,75 руб.

По новым нормативам выходит: 89 кВт.ч х 0,5 х 1,65 руб. + (100 — 89) кВт.ч х 1,65 руб. = 91,575 руб.

2. В однокомнатной квартире живут два ветерана, за месяц они «нажгли» 120 кВт.ч.

По старым нормативам: 75 кВт.ч х 0,5 х 1,65 руб. + (120 — 75) кВт.ч х 1,65 руб. = 136,125 руб.

По новым нормативам: (55 х 2) кВт.ч х 0,5 х 1,65 руб. + (120 — 55 х 2) кВт.ч х 1,65 руб. = 107,25 руб.

ТУШИНОВ в ответ на это обвинение разъясняет механизм платежей:

— Мы в любом случае получим деньги, потому что мы лишь посредники между льготниками и бюджетом. Если льготник платит нам меньшую сумму, это значит, что комитет социальной защиты перечисляет нам за него большую сумму компенсации. В этом случае страдаем не мы, а бюджет: это у него увеличиваются траты, когда увеличиваются льготы.

Причины, по которым электроснабжающие организации не могут применять постановление правитель­ства области ко всем льготникам, говорит Виталий ТУШИНОВ, заключаются в другом.

— Вот, например, ветеран живет один в однокомнатной квартире. Его счетчик показывает, что он по­требил 60 кВт.ч. Мы должны будем предоставить ему льготу по нормативам РЭК — в его случае на 89 кВт.ч, а не на фактические 60 кВт.ч. Получится, что комитет соцзащиты заплатит нам еще и за неиспользованные киловатты. Сейчас этот во­прос еще не стоит остро, но что будет, если с 2009 года, как планируется, льготы будут заменены натуральными выплатами? Комитет соцзащиты уже не будет переводить нам эти деньги — он будет выдавать их льготникам рублем. Выйдет так, что льготники, которые потребили меньше норматива, будут получать эти деньги просто так, ни за что. Раньше, если объем фактического потребления оказывался меньше норматива, льготник оплачивал нам не половину от норматива, а половину от фактического потребления. Теперь такого правила нет.

В целом, судя по разъяснениям Виталия Тушинова и Александра Кадина, зам. председателя РЭК, существует много спорных моментов, из­за которых распространение действия постановления правительства области на всех льготников «фактиче­ски невозможно». Начиная, например, с нюансов, которые возникают при расчете льгот для многодетных семей.

— В данном случае при расчете льготы используется термин «семья» и учитывается количество членов семьи, — говорит Виталий ТУШИНОВ. — Между тем у нас законодательно не установлено, кто является членом семьи. В Семейном кодексе нет определения такому понятию.

И заканчивая более масштабными трудностями — например, отсутствием необходимой для применения этих нормативов базы данных о льготниках. На одном из совещаний в правительстве области Вологодская сбытовая компания выразила на этот счет общую для всех электроснабжающих организаций области позицию. Дословно она звучит так: «Реализация постановления № 1885 невозможна без создания базы данных, содержащей сведения о числе проживающих, количестве комнат в жилом помещении, где проживают граждане, имеющие право на льготы».

В этом отношении, говорит Тушинов, исполнить постановление правительства области может только «Электросеть», потому что Череповец такой базой данных обладает, пусть и неполноценной:

— У нас заключен договор с ЦМИРИТ об информационном обмене, эта организация ежемесячно обновляет базу данных. В крайнем случае, если нам будет не хватать какой­то информации о квартире, мы сможем получить ее, например, в бюро техинвентаризации. Ни у одной другой электроснабжающей организации в области такой базы данных нет. И где они могут получить информацию — загадка, потому что, к примеру, среди сельских жителей очень немного таких, кто имеет техпаспорт на дом. Да если бы и были у них техпаспорта, возник бы другой вопрос: к чему приравнять дома в деревнях — к одно­ или двухкомнатной квартире?

А еще, объясняя свое отношение к постановлению правительства области, представители «Электросети» и РЭК вспоминают о социальной справедливости и Конституции.

— Новые нормы при отмене старых не должны ухудшать положение льготников. Однако если мы будем применять по­становление правительства области, положение части льготников ухудшится. При этом граждане, имеющие одинаковое право на льготу, попадут в неравные условия, так как размер льготы будет дифференцирован в зависимости от числа комнат и проживающих в квартире. Применять такие нормативы к льготникам неправильно, потому что нарушается принцип равенства. Льготы должны быть у всех одинаковые, — говорит Виталий Тушинов. — На совещании органов исполнительной государственной власти с участием энергоснабжающих организаций было принято решение о внесении изменений в данное постановление. Мы сейчас совместными усилиями разрабатываем возможный принцип расчета нормативов потребления для предоставления льгот. Позиция у всех электроснабжающих организаций одна: нужно установить единый норматив потребления для льготников, он должен быть твердый, а не «плавающий».

Виктор КУЗМИЧЕВ заботу о соблюдении принципа равенства воспринимает скептически. Конечно, он согласен с тем, что равенство должно быть, но не согласен с тем, что применение нормативов, утвержденных РЭК, это равенство нарушит — если правильно их применять. А «Электросеть», считает Виктор Иванович, делает это неправильно:

— И сознательно вводит в заблуждение сотрудника прокуратуры. Я попытаюсь попасть к нему на прием и изложить свое понимание механизма расчета платежей по новым нормативам.

Кузмичев ссылается на фрагменты Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства РФ № 306. В них указана формула определения нормативов потребления электроэнергии. Главное, на что обращает внимание в этой формуле Кузмичев, — это поправочные коэффициенты, характеризующие зависимость величины расхода электроэнергии от количе­ства комнат и проживающих в квартире. Так, если применительно к одному проживающему коэффициент равен единице, то для каждого последующего проживающего он уменьшается: для второго он равен 0,62, для третьего — 0,48 и т.д.

— Индивидуальный, личный расход электроэнергии в полном объеме по всем приборам ее потребления происходит только у первого и единственного жильца. Для каждого последующего жильца устанавливается коэффициент, соразмерный доле его расхода в общем объеме потребления, — объясняет Виктор Иванович. — Если в квартире проживают двое человек, а не один, это значит, что в туалете они «сжигают» в два раза больше электроэнергии, потому что ходят туда по отдельности. Но это не значит, что электроэнергии расходуется в два раза больше, когда они вместе сидят в комнате и смотрят один телевизор.

Исходя из поправочных коэффициентов, по которым рассчитывались нормативы, при расчете платы за квартиру доля, приходящаяся на каждого последующего жильца, тоже должна понижаться.

Пример: 2­комнатная квартира, в которой проживают два человека, в том числе один льготник. «Электросеть» начисляет плату так: норматив для каждого из них — 71 кВт.ч, льготник оплачивает половину от 71 кВт.ч, второй проживающий оплачивает 71 кВт.ч полностью, общий объем получается 35,5 + 71 = 106,5 кВт.ч.

— Если я живу один в двухкомнатной квартире, мой норматив равен 115 кВт.ч. А если я живу в двухкомнатной квартире вдвоем с супругой, то мой норматив почему­то уменьшается до 71 кВт.ч. Я что, в этом случае меньше электроэнергии расходую? — не соглашается с такими расчетами Кузмичев.

В его понимании расчет должен производиться следующим образом. Из общей на двоих нормы, равной 142 кВт.ч (то есть 71 кВт.ч + 71 кВт.ч), вычитается норма, приходящаяся на одного льготника, — 115 кВт.ч. Получается 27 кВт.ч — эта доля приходится на второго проживающего. К ней прибавляется доля льготника (он оплачивает половину от 115 кВт.ч), и получается общий объем: 27 + 57,5 = 84,5 кВт.ч.

Если производить расчет так, как это понимает Виктор Кузмичев, то суммы платежей льготников уменьшаются. Вопрос о том, правилен ли такой механизм расчета, он ставил в письме руководителю РЭК, но Александр Кадин, дававший ответ, этот вопрос проигнорировал.

На разработку новых нормативов для льготников был отведен март, в апреле планировалось их утвердить. Проект постановления на данный момент подготовлен, он проходит процедуру согласования.

Основные документы, касающиеся нормативов потребления электроэнергии, с выдержками из них (приведены в порядке хронологии их появления)

1. Постановление мэрии от 25 апреля 1996 года № 1144 «Об утверждении нормативов потребления услуг по электроэнергии и радио».

«<…> Утвердить нормативы потребления электроэнергии для населения с 01.01.96 при расчете льгот по оплате за электроэнергию <…>»

Приложение: «Нормативы потребления электроэнергии для лиц, имеющих право на льготы».

2. Жилищный кодекс РФ, пункт 1­й статьи 157­й.

«Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном правительством РФ».

3. Постановление мэрии от 31 марта 2006 года № 1306 об отмене постановления мэрии № 1144.

«Постановление вступает в силу со дня вступления в силу нормативного акта, устанавливающего нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, принятого в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ».

4. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306.

5. Постановление Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 29 ноября 2006 года № 272.

Приложение: «Нормативы потребления электрической энергии для населения области в расчете на одного человека в месяц при отсутствии прибора учета в многоквартирных домах, жилых домах и других видах жилых помещений».

6. Постановление правительства Вологодской области от 28 декабря 2007 года № 1885 «О нормативах потребления электрической энергии и газа для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан».

«Установить, что для определения размера мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению применяются установленные Региональной энергетической комиссией области нормативы потребления электрической энергии для населения области при отсутствии приборов учета и нормативы потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа».

«Настоящее постановление вступает в силу в течение 10 дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года».

Татьяна Тихонова
№ №65(22228)
Газета "Речь" от 10.04.2008

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

«Мрак» - Георгий Филимонов прокомментировал разваливающуюся дорожную плитку на площади Бабушкина

Мэр города планирует в будущем году демонтировать только что положенное покрытие и заасфальтировать проезжую часть у железнодорожного вокзала

Последнее в рубрике

Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день

За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков