7 апреля 2008 года. 10:45

Новое лицо авторынка

Череповецкие автосалоны обещают ввести доступные варианты покупки автомобилей, обеспечить качественное техобслуживание и… поднять цены
Количество легковых автомобилей в Череповце преодолело рекордный барьер — 100 тыс. штук. Таким образом, город почти достиг столичного уровня насыщения транспортом в расчете на душу населения. Различные череповецкие автосалоны ежемесячно продают, самое малое, около 500 новых машин, в основном иномарок. Средний же ежегодный прирост количества легковых авто составляет 2,5 — 3 %. И это не предел: с короткими интервалами открываются новые автомобильные торговые точки, в том числе крупные. По мнению игроков этого рынка, в ближайшие два года автоторговля в Череповце полностью изменит свой облик. Выиграет или проиграет от этих перемен покупатель?

Количество автосалонов в Череповце сегодня достигло уровня, о котором принято говорить «дальше некуда». Однако у каждого салона, небольшого или крупного, есть свои клиенты. Предприниматели отмечают: спрос поддерживается во многом за счет того, что в последнее время существенно увеличилась платеже­способность населения и доступность кредитных предложений. Так, если раньше череповчане чаще брали машины стоимостью около 300 тыс. рублей (это в основном отечественные автомобили и иномарки бюджетного уровня), то теперь спросом пользуются машины в ценовом диапазоне от 300 до 500 тыс. рублей. На пике популярности Renault Logan, практически весь модельный ряд Kia, относительная новинка рынка Fiat Albea, а также Nissan Note, Nissan Micra, более дорогой Mitsubishi Lancer и так далее. Традиционно — и это, по мнению продавцов, особенность менталитета череповецкого автовладельца — особое доверие клиенты испытывают к японским брендам: Mitsubishi, Nissan, Toyota и так далее.

Существовавший некоторое время назад дефицит новых машин практически сошел на нет, но очереди на наиболее популярные модели все равно остаются. Так, в случае с автомобилем Toyota Corolla время ожидания может составить 3 — 4 месяца, Nissan Quashkai — до полугода, а сесть за руль новенькой Honda Civic подчас удается только через 1,5 года после заказа. Для остальных популярных моделей срок ожидания не превышает одного­двух месяцев. Впрочем, и на «проблемные» авто очередь существует только при условии оплаты по дилерским ценам, а если клиент готов переплатить, то машину он получит сразу же.

— Помимо понятия «ликвидность модели», есть такое понятие, как квоты, которыми дилеры в регионах иногда сильно ограничены, — рассказывает начальник отдела маркетинга автосалона «Северсталь­Инвест» Борис КУХАР. — Понятно, что было бы очень удобно торговать только теми авто, которые расходятся как горячие пирожки. Чем крупнее дилер, тем большие квоты ему выделяются. Сама квота предусматривает закупку практически всего модельного ряда автопроизводителя и, как правило, на несколько легко продаваемых машин обязательно приходится пара­тройка, реализация которых по­требует более значительных временных, маркетинговых и прочих затрат. По этим причинам в регионы выделяется меньшее количество востребованных автомобилей, возникают очереди. Этим пользуются различного рода продавцы «солянки»: они берут машины по розничным ценам, например, в Петербурге и пригоняют их в Череповец, где перепродают с дополнительной наценкой. Получается быстрее, чем покупать у официальных дилеров, особенно если клиента не волнует гарантийное обслуживание. Сейчас, например, можно заказать и купить новую Mitsubishi, Nissan или Toyota не только в нашем автосалоне, но обязательства по гарантии мы поддерживаем только для тех клиентов, которые приобрели машину у официального дилера.

Так называемых «соляночных» автосалонов в Череповце насчитывается более десятка. Как правило, они позиционируются как «официальные партнеры» того или иного производителя. Крупных дилеров, которые носят статус официальных или почти официальных, всего шесть­семь. Большинство солидных автосалонов сегодня торгуют только иномарками. «Отечественные машины приносят мало прибыли, и с ними постоянные проблемы. Нам нужно, чтобы клиент привозил автомобиль на обслуживание в сервисный центр, где поддерживаются гарантия завода­производителя и юридическая чистота производимых действий, а не в гараж, где о качестве и ответственности нет и речи», — поделился один из бизнесменов.

По словам опрошенных нами руководителей автосалонов, всех череповецких покупателей машин можно условно разделить на два типа. Первый — те, кто в основном берет автомобиль в кредит (в кредит, кстати, покупается до 80 % всех продаваемых автомобилей) на ту сумму, которую дал банк. Это люди с зарплатой примерно до 14 тыс. рублей. Машину такой покупатель выбирает просто: «Есть у вас что­нибудь, скажем, до 400 тысяч рублей?» Вторая группа клиентов отличается большей привередливо­стью: эти люди знают, какую машину они хотят, и обладают нужными финансовыми ресурсами. Такие покупатели понимают, что через три — пять лет автомобиль лучше будет продать и купить новый, как это делают везде в Европе. «К замене машины их обяжет хотя бы социальный статус», — подчеркивает Борис Кухар.

Именно вторая категория череповчан выбирает престижные марки машин вроде, например, японских авто подороже или во многом «статусный» Subaru.

— Как правило, в салон Subaru приходят люди, у которых наша машина будет уже не первой, — объясняет Александр МАСЮКЕВИЧ, зам. гендиректора по общим во­просам ООО «РРТ­Вологда» (официальный дилер Subaru, недавно открывший автосалон в Череповце). — У нас нет машин стоимостью­ ниже 500 тыс. рублей, но наших клиентов привлекает концепция постоянного полного привода и «чисто­кровное» японское происхождение машин Subaru. Наши клиенты знают, зачем они сюда приходят. Это люди с опытом вождения, которым надоели иномарки, собранные под известным брендом, но непонятно где. Весь представленный у нас модельный ряд Subaru — всего четыре машины, но этого пока вполне хватает. Сегодня хорошо идут продажи Subaru Impreza, потом Subaru Forester.

Тем не менее в мультибрендовых автосалонах основной объем продаж пока приходится на бюджетные модели стоимостью до 500 тыс. рублей. Эта сумма — своеобразный барьер.

В течение последних лет новые машины продолжали дорожать. В Череповце действует общероссийская тенденция; на этот год прогнозируется повышение цены машины на уровне 14 %.

— Сейчас будет небольшая игра на весеннем сезоне, производители начнут предоставлять скидки, — считает генеральный директор компании «Интеравто» (официальный дилер Fiat и SsangYong) Дмитрий ЗРЯЩЕВ. — Но в итоге все равно будет постепенное повышение. На это, конечно, влияют различные экономические факторы, например, инфляция. Но есть зависимость и от поведения самих производителей: вроде бы конкуренция уже достигла того уровня, чтобы сдерживать цены, но когда какая­то новая модель, что называется, выстреливает, начинаются активные продажи, то начинается и спекуляция на ее цене. Подогреваются очереди, появляется игра с ценниками.

По мнению Александра Масюкевича, уже в конце апреля могут подорожать все японские машины: «Мы привязаны к иене, и прогнозы показывают, что иена по отношению к рублю будет расти. Точных цифр пока никто не называет, но цены на японские автомобили увеличатся ориентировочно в конце апреля».

В условиях роста цен автодилеры начинают предлагать своим клиентам различные варианты «облегченной покупки» нового автомобиля. Одна из них — система trade­in. Она предполагает, что автосалон в зачет стоимости новой машины возьмет старый автомобиль клиента. Останется доплатить разницу, и можно уезжать на приглянувшемся авто. После этого автосалон выставит на реализацию купленный старый автомобиль.

— По системе trade­in продается обычно около 10 % от всех продаваемых новых автомобилей, — подсчитывает директор ООО «КМ/Ч­Череповец» (официальный дилер концерна General Motors) Алексей ВОЛОДАР­СКИЙ. — И при достаточно долгом присутствии на рынке основную часть всех старых машин, которые дилер примет по trade­in, составят его же машины, проданные три — пять лет назад. А это, в свою очередь, значит, что купленные по trade­in автомобили будут юридически чисты, на них будет сервисная книжка с полной технической историей и так далее. Более того, на свои старые машины, купленные по trade­in, дилер обычно дает и небольшую гарантию при по­следующей их продаже. Здесь все зависит от политики: в Москве, например, многие берут по trade­in все, вплоть до вазовской «классики», главное, чтобы машина была в основном исправна.

В Череповце trade­in еще только начинает внедряться в крупных автосалонах. Пока trade­in рассматривается как побочное направление бизнеса с минимальной прибыльностью.

Как говорят участники череповецкого автоторгового рынка, в течение ближайших 1,5 — 2 лет он должен претерпеть серьезные изменения. Началась экспансия в город крупных столичных дилеров, первым из которых стал «КМ/Ч»; ходят устойчивые, но неподтвержденные слухи о скором приходе компании «Автомир».

— Максимум через два года российский авторынок насытится, начнется стабилизация, — размышляет Дмитрий Зрящев. — В этот момент отпадут «серые» дилеры и посредники, работающие сейчас только на продажи и не думающие о сервисном обслуживании, на котором живет весь мир. Крупные дилеры заберут серьезную часть рынка за счет своих ресурсов и возможностей. Менее крупные автосалоны с опытом работы сконцентрируются на определенных брендах. Мы, например, будем развивать Fiat и SsangYong. Оба бренда нуждаются в продвижении, они пока не на слуху. Сегодня часто приходится объяснять клиентам, как правильно звучит бренд SsangYong, рассказывать про его именитое происхождение. Но это нормально, Samsung тоже когда­то был непривычен для нашего слуха, а теперь? Нам кажется, что внедорожники SsangYong будут пользоваться хорошим спросом, это достойная конкуренция знаменитым европейским паркетникам.

С тем, что спустя несколько лет по­средничество во всех его вариантах вымрет как таковое, согласны все опрошенные нами предприниматели. Не в последнюю очередь это связывают с вступлением в действие новой редакции закона «О защите прав потребителей», которая предусматривает в том числе высокую неустойку за срыв сроков поставки товара. В условиях дефицита оборотных средств (не секрет, что в отдельных автосалонах даже выставленные в зале машины не принадлежат торгующей фирме) проблемы хотя бы с одним более­менее дорогим автомобилем могут обернуться едва ли не банкротством.

Перспективы развития связаны не столько с увеличением продаж машин, сколько с концентрацией на сервисном обслуживании, — общее мнение автодилеров. Сегодня соотношение продаж и последующего техобслуживания в наи­более продвинутых фирмах находится в лучшем случае на уровне 50/50. В будущем это соотношение обещает серьезно увеличиться в сторону сервисного обслуживания, которое пока, к сожалению, часто вызывает не самые приятные эмоции.

Андрей Ненастьев № №62(22225)
Газета "Речь" от 07.04.2008

Источник: Газета «Речь»