2 апреля 2008 года. 08:57

В четыре руки и два баяна

Игру дуэта «Мастер­класс» может прервать только Регина Дубовицкая
Вологодским баянистам Александру Султаншину и Руслану Лебедеву гастроли, даже в ближний Череповец, даются нелегко. Один «парк» инструментов (две гармошки и два баяна) потянет на 35 — 40 кило на брата. А когда­то нынешнюю половину дуэта Александра Султаншина завернула комиссия музыкальной школы как раз по причине тяжести инструмента: «Экзамены сдал на пятерки, но был маленький, щупленький и мне сказали: «Баян не потянешь, на следующий год приходи». Теперь «мастер­классовцы» Султаншин и Лебедев «тягают» не только гармошки с баянами, но и большие концерты, причем далеко за пределами области. А также съемки в «Аншлаге» и других юмористических передачах.

А начиналось все очень даже серьезно. «В моем детстве мода такая была у родителей — отдавать детей в музыкальную школу, — рассказывает Руслан Лебедев. — Меня и записали на баян. Мне поначалу заниматься жутко не нравилось, но преподаватели попались настырные: звонили домой, жаловались, что не хожу на уроки, не выполняю задания. А потом в один прекрасный день задумался, что игра на баяне может стать моим хлебом на всю жизнь, и необходимость заставлять меня заниматься отпала». Печальная история из детства Александра Султаншина (детство и юность провел в белорусском городе Клиновичи, на родине зубровки) приведена выше.

Ребята познакомились в петрозаводской консерватории. Пять лет здоровались и общались, но впервые сыграть вместе додумались лишь в 2001 году, получив дипломы. Дабы попасть на фестиваль в Финляндию, где дуэты жалуют больше, чем сольников, заключили «фиктивный брак» — наскоро сколотили программу на двоих. Успех в Финляндии заставил задуматься о продолжении взаимовыгодного сотрудничества.

Оригинальный стиль, который позже стал особой нишей «Мастер­класса» в вологодской, а ныне и всероссийской концертной афише, дуэт нашел не сразу. «Сначала играли академическую музыку, классику баяна. А потом у нас в арсенале появились гармошки и мы стали чудить: разучили «Шизгару», твист и выдали на одном из концертов», — вспоминает Руслан Лебедев. Александр Султаншин добавляет: «Выбор в пользу популярной классики и народной музыки сделала публика. Наши оригинальные номера встречали гораздо теплее».

Сегодняшнее их творчество будто нарочно направлено на то, чтобы доказать: баян и гармонь способны воспроизвести любую, самую модную и современную, музыку от электроники до блюза. Произведения заучиваются вологжанами наизусть, по­скольку нотных шпаргалок дуэт «Мастер­класс» не приемлет. Да и когда смотреть в бумажку, если передвигаешься по сцене, как заведенный, подмигиваешь зрителям, во имя создания полифонии прищелкиваешь в такт мелодии, а иногда даже поешь в голос. Шоуменская жилка дуэта вкупе с консерваторским образованием и музыкальным талантом не могла не аукнуться в столицах. Сначала «Мастер­класс» попал на фестиваль юмора «Москва — Ялта — транзит», который транслировался на НТВ. Буквально через несколько дней после эфира вологодским баянистам позвонил редактор «Аншлага» и пригласил на съемки. Выступали бок о бок с плеядой прославленных юмористов — всех не перечислишь. Регина Дубовицкая запомнилась особо. «Она подошла к нам перед эфиром, сказала, в каком месте прервет нас и что про нас скажет, — рассказывают Александр и Руслан. — После этого мы снова должны заиграть с того же места. Было довольно трудно. Нас никто еще не прерывал во время исполнения произведения».

С заданием «Мастер­класс» справился, попутно получив еще приглашений от московских промоутеров. Однако перебираться в столицу окончательно дуэт пока не собирается. «Это значило бы здесь все бросить, а к этому мы не готовы», — объясняют баянисты.

Сергей Виноградов
№ №59(22222)
Газета "Речь" от 02.04.2008

Источник: Газета «Речь»