24 марта 2008 года. 15:34

Моцарта в школу!

На роль преподавателя музыки в гуманитарную гимназию Яа Кузнецова, если бы могла, с радостью позвала бы самого Моцарта. Конкурировать с композитором вполне могли бы Григ и Шопен… Строгость в подборе кадров Яна Кузнецова объясняет просто: музыка — это совершенство, которое не должно нарушаться плохим исполнением. Изучив в свое время в училище искусств сольфеджио и музыкальную литературу, директор гимназии не смогла до конца понять, что должно произойти с человеком, чтобы он, исписав нотную тетрадь, получил в итоге, например, Третий концерт Рахманинова. Не позволяя себе сочинять музыку, директор с удовольствием ее слушает. В лучших концертных залах мира.
— Запомнились моцартовские концерты в Зальцбурге. Это особое чувство, когда слушаешь музыку там, где она непосредственно создавалась. «Травиату» Джузеппе Верди мы смотрели в Венской опере. Это было нечто… Я не знала, что от оперы можно так же плакать, приходить в восторг, как от некоторых фильмов и книг.

Компромисс между желанием и невозможностью слушать классику только в лучших залах мира Яна Кузнецова находит в своем mp3­плеере и домашней фонотеке, в которой больше тысячи дисков.

— Стресс снимаю только одним способом и гарантированно знаю, что это поможет. Я сажусь в машину, включаю музыку, причем достаточно громко, и — по пустой трассе. Из колонок может звучать все, что угодно: и Герберт фон Караян, и Земфира, и Юля Савичева. Я, кстати, в отличие от многих, совсем не против, чтобы дети слушали плеер. Главное, чтобы там хорошая музыка была.

Лестное определение «хорошая» Яна Кузнецова не готова дать разве что электронной музыке. А вот отказывать в праве на жизнь современной обработке классики директор не собирается.

— Эти произведения должны переосмысливаться. Если современная обработка классики сделана хорошо, «вкусно», то я только за. Я не могу толком объяснить, что значит «вкусно». Это либо хорошо, либо никак. Возможно, такая обработка привлечет молодежь к классике… Я иногда думаю, почему в Европе классическая музыка не утратила своей актуальности. Там собираются полные залы, чтобы послушать симфонии Моцарта. Я не знаю, как Европе это удается. Может быть, нам просто нужно пережить сложный момент в истории, и мы вернемся к пониманию классики.

Екатерина Дементьева
№52(22215)
22.03.2008

Источник: Газета «Речь»