24 марта 2008 года. 15:34

Восточная жизньгосподина директора

Деловой костюм после окончания рабочего дня Дмитрий Кузьмин меняет на черную юбку, скрывающую движение ног. Люди знающие называют ее «хакам». Впрочем, на этом перемены не заканчиваются. Вместо шариковой ручки, которой за день подписан не один важный документ, Дмитрий Кузьмин берется за палку. И начинается то, что сам директор называет «разгрузкой после работы».
Истины ради стоит отметить, что обиженных среди тех, на кого направлена «разгрузка», нет. А все потому, что у Дмитрия Кузьмина особое представление о понятии «соперник». Произнеся лео­польдовское «Ребята, давайте жить дружно», он рассказывает нечто странное: мол, соперника беречь и уважать надо. А потому, совершив все обязательные по ритуалу поклоны пустоте, директор в иссиня­черном одеянии лишь встает перед противником в оборонительную стойку. И никаких тебе эффектных размахиваний палкой из благородного японского дуба, увидев которые ученики Дмитрия Кузьмина почти наверняка улучшили бы свою успеваемость сразу по нескольким предметам. На всякий случай.

— Это же айкидо. Здесь нет идеи победить любой ценой.

Главное — увидеть слабую точку противника и уронить его. Он, по сути, сам это сделает. Тело надо только направить, — тихо говорит Дмитрий Кузьмин. — Это использование энергии противника против него самого. В этом определенная мудрость. То есть — не причиняй мне вреда, и я в ответ не сделаю ничего плохого.

За три с лишним года занятий Дмитрий Кузьмин философию айкидо из спортзала перенес в свой рабочий кабинет. По пути в одном из темных дворов он проверил ее, а заодно и свои руки, в деле. Два молодых человека весьма опрометчиво «попросили» у директора мобильный телефон. Тот о благородстве подумал, но сотовый не отдал.

— Айкидо не допускает, что я, повалив соперника, начну наносить по нему удары ногами или еще чем­то. Это лишнее. Бой заканчивается тем, что я блокирую движение противника, не более того. Если он не трепыхается, то я отпускаю его с миром. Но людей за такую излишнюю прыть все­таки надо наказывать. Мы сами воспитали общество, где сила — приоритет, — безрадостно подчеркнул Дмитрий Кузьмин, — и мужчине надо уметь постоять за себя. А если еще и женщина рядом… Хотя у нас ситуация далека от времен рыцарства. Опять же — к сожалению.

Несколько раз в неделю директор первой цифровой школы в Череповце, а вдобавок еще и депутат городской Думы, с трудом вписывает в свой еженедельник пару часов занятий айкидо. И только взяв в руки палку («это дорогая вещь, не то, что пошел, купил себе швабру и ею размахиваешь»), директор превращается в послушного ученика.

— Сколько надо тренировок, чтобы хотя бы палку взять правильно. Только чуть­чуть руку сместил, и она может ударить по тебе, потому что у нее два конца… — объясняет Дмитрий Кузьмин. — А вообще, помимо работы должно быть еще что­то, за что себя можно было бы уважать.

Екатерина Дементьева
№52(22215)
22.03.2008

Источник: Газета «Речь»