24 марта 2008 года. 15:34

Учительница из XV века

В том, что учительница литературы Валентина Рогозина вдруг оказалась в XV веке, да еще и в Афганистане, был виноват Лев Толстой. В том, что учительница литературы Валентина Рогозина в мгновение ока поседела на полголовы, виноват он же. Это после очередного прочтения его четырехтомной «Войны и мира» захотелось педагогу собрать вещи да сбежать из Череповца к кишлакам, из которых афганцы, прищурив глаза, кричат: шуравэ, шуравэ, бакшишь… Мол, русский, эй, русский, держи подарок…
Кто ж знал, что военная романтика ближе к четырем дня, когда поднимает пыль ветер «афганец», превращается в ад. В тот день, стоило только солдатам уйти к Панджшерскому ущелью, как на конт­рольно­пропускной пункт волной налетели «духи». Черничная афганская ночь превратилась в молочную питерскую. «Сумасшедшая стрельба, и некуда спрятаться. Мы все выбежали на улицу, в воздух поднялись вертолеты и стали бросать ракеты, или я не знаю что. Кое­кто вмиг поседел, и я — на полголовы. Было очень страшно».

Если спросить, когда это случилось, директор школы № 17 Валентина Рогозина тут же ответит: 28 апреля 1984 года. По нашему летосчислению. В Афгани­стане тогда «по местному времени» под грохот бомб XV век никак не мог закончиться. Валентина Рогозина провожала его в одном из агитотрядов, что в горячих точках несвоевременные политбеседы с афганцами устраивал. Те важно кивали головой, а вечером брали оружие. С тех пор Валентина Рогозина о пацифизме думает, но красные «корочки», на которых выведено «Воину­интернационалисту» выбрасывать не собирается. «Служба в армии ни для кого медом не будет, это настоящее испытание. А вот нужно ли его пройти — еще вопрос… Впрочем, такие стрессовые ситуации, закаляют человека, делают его мудрее. После Афгана я подумала, что зря мы растрачиваем себя на какие­то ссоры, обиды. По сравнению с ценой жизни — это пустяк». Впрочем, директор школы давно ни о чем не жалеет. Даже о том, что после института сама же завалила военкомат просьбами, мол, отправьте в Афганистан. Чиновники, удовлетворив просьбу, клятвенно пообещали, что учительница даже запаха войны в республике не почувствует. Валентина Рогозина поверила, а прилетев в городок Баграм, увидела, как носилки с ранеными пытаются занести в переполненные вертолеты. «Я не афиширую какие­то свои заслуги, но бывали моменты, когда приходилось учеников на откровенность вызывать, а в ответ какие­то свои сокровенные переживания, связанные с Афганистаном, рассказывать. Я учу их строгости к себе, умению сказать «нет», если того требует ситуация, порядку, наконец. В общем, всему тому, чему сама научилась в Афгане». А вот короткий вопрос: «Отпустили бы детей в горячую точку?» — заставляет Валентину Рогозину несколько минут молчать, а потом выдохнуть «нет».

Екатерина Дементьева
№52(22215)
22.03.2008

Источник: Газета «Речь»