Увлекательного вам чтения!
Взрослые бьют тревогу: дети стали меньше читать книг. В то же время меньше читать стали и сами взрослые.
Специалисты программы «Дорога к дому» вместе с журналистами «Канала 12» и газеты «Речь» решили исследовать ситуацию. Телеверсию этих поисков вы видели 17 марта в программе «Территория детства». Сегодня, по традиции, — «заметки на память» для вас.
Причины, с одной стороны, лежат на поверхности. Появился интернет с обилием самой разнообразной информации и сравнительно легким и быстрым способом ее поиска. Огромный размах приобрели радио и телевидение — гораздо более оперативные, зрелищные, чем газеты и, тем более, журналы и книги.
И все же книги — это не только информация. Это, прежде всего, воспитание чувств.
Но есть ли разница — читает ли человек книгу в ее бумажном варианте или в электронном? Наверное, не стоит быть категоричными: комуто удобнее смотреть в экран, а комуто — уютно устроиться с книгой в кресле. Дело в другом: меньше стали читать хорошей художественной литературы. То, что полагается читать по программе средней школы, остается за обложками книг, которые дети не открывают. Даже «Три мушкетера», даже «Приключения Шерлока Холмса»! Что же делать?
— Бесполезно заставлять ребенка читать, — уверяет психолог МСПДМ «Восхождение», руководитель проекта «Родительская академия» программы «Дорога к дому» Елена Ливенцева. — Важнее читать вместе с ним, обсуждая прочитанное, задавая вопросы: «Что запомнилось?», «Что вызывает противоречие? С чем ты не согласен?», «Как бы ты продолжил историю, рассказанную в книге?» и т.д. Если не размышлять над книгой, не осмысливать свой опыт, чтение не имеет смысла. Ребенку важно учиться думать, чувствовать и открыто обсуждать в семье свои переживания, — подчеркивает специалист.
…Вспоминаю, как пришла к нам в четвертый класс удивительная учительница — Анна Федоровна Болсуновская. Всего один год продолжалась наша встреча, но ее уроки русского языка и литературы помнятся до сих пор. Она просто влюбила нас в русский язык — открыла его красоту, мелодичность, безграничные возможности в выражении своих мыслей и чувств. Она читала нам рассказы русских писателей — мы слушали, затаив дыхание, и словно сами становились участниками действия. А потом — говорили, говорили. Не только о том, что взволновало во время чтения, почему, но и о том, как автор помог нам почувствовать именно это, как он сам относится к герою или его поступку — и откуда мы это знаем… Вопросам Анны Федоровны нет конца, ее заинтересованность, ее внимание к нашим словам безграничны. Увлекательнейшие уроки! После них школьная программа никогда не казалась нудной обязаловкой — хотелось читать больше и больше, и постигать этот удивительный, безграничный мир! Хочется пожелать и вам с детьми такого же увлекательного чтения.
P.S. Следующая передача «Территория детства» выйдет в эфир 7 апреля в 19.10. Ее тема: «Дети и детский сад».
Ирина Ромина
№51(22214)
21.03.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →