17 марта 2008 года. 10:41

Учебник или винегрет?

Всего несколько часов понадобилось представителям издательства «Просвещение», чтобы объяснить учителям, что такое хорошо и что такое плохо. О книгах, по которым стоит заниматься в школе, а какие лучше даже не открывать, рассуждал автор популярного учебника «Окружающий мир» Андрей Плешаков.
Приподняв над головой стопку учебных пособий по предмету «Окружающий мир», Андрей Плешаков напомнил учителям, что 80 %­­из них вот уже почти двадцать лет учат школьников по его учебникам. Новостью для череповецких преподавателей это заявление точно не стало. Зато некоторые другие суждения московского автора наверняка кого­то из учителей привели в недоумение.

— Я бы о моде поговорил сейчас. О моде ругать, даже поносить наши учебники. На самом деле современные учебные пособия далеко не так плохи. А фактиче­ские ошибки — явление очень редкое. Вот совсем недавно читал одну московскую газету. И там была статья о моем «Окружающем мире». Приводится моя цитата, что растения, когда дышат, поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Вы представляете, возмущался журналист, ведь всем известно, что все происходит с точностью до наоборот. А журналист просто не в курсе, что растения поглощают углекислый газ при питании.

— Выходит, качество школьных учебников все­таки растет?

— Я бы так не сказал. Большое количество разных вариантов учебников приводит к тому, что их уровень очень отличается. У нас даже в федеральном перечне учебников очень много книг, которые больше походят на винегрет. Все в них перемешано. Морально устарели учебники, в которых от детей требуется лишь заучивание. Когда нет поиска, исследования — к чему хорошему это приведет?

— Каким должен быть идеальный учебник?

— Я бы сказал так: идеальный учебник — это тот, который любят дети. И учителя. И такие учебники школьники запоминают на всю жизнь. Если вы можете вспомнить, по каким книгам занимались в младших классах, значит, вам приходилось иметь дело, скорее всего, с идеальным учебником. Таким я бы назвал «Математику» Моро, «Литературное чтение» под редакцией Горецкого.

— Сколько времени уходит на то, чтобы написать школьный учебник?

— В учебнике, в отличие от романа, автор придумывает не только текст, но и весь методический аппарат, вопросы и задания, иллюстрации, наконец. Многие фотографии в «Окружающем мире» я делал сам. Когда рукопись написана, это еще не значит, что работа над учебником закончена. Потом, возможно, год, а то и больше, учебник находится в издательстве.

В 80 % школ города учителя младших классов выбирают учебник «Окружающий мир» Андрея Плешакова. Это издание одобрено специалистами Министерства образования и науки РФ и вошло в федеральный перечень учебников. Кроме учебника Андрея Плешакова в перечне значится еще порядка двенадцати пособий по этому предмету. В череповецких школах занимаются также по учебникам Александра Вахрушева, Наталии Виноградовой, Зои Клепининой.

Екатерина Дементьева
№47(22210)
17.03.2008

Источник: Газета «Речь»