Учебник или винегрет?
Всего несколько часов понадобилось представителям издательства «Просвещение», чтобы объяснить учителям, что такое хорошо и что такое плохо. О книгах, по которым стоит заниматься в школе, а какие лучше даже не открывать, рассуждал автор популярного учебника «Окружающий мир» Андрей Плешаков.
Приподняв над головой стопку учебных пособий по предмету «Окружающий мир», Андрей Плешаков напомнил учителям, что 80 %из них вот уже почти двадцать лет учат школьников по его учебникам. Новостью для череповецких преподавателей это заявление точно не стало. Зато некоторые другие суждения московского автора наверняка когото из учителей привели в недоумение.
— Я бы о моде поговорил сейчас. О моде ругать, даже поносить наши учебники. На самом деле современные учебные пособия далеко не так плохи. А фактические ошибки — явление очень редкое. Вот совсем недавно читал одну московскую газету. И там была статья о моем «Окружающем мире». Приводится моя цитата, что растения, когда дышат, поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Вы представляете, возмущался журналист, ведь всем известно, что все происходит с точностью до наоборот. А журналист просто не в курсе, что растения поглощают углекислый газ при питании.
— Выходит, качество школьных учебников всетаки растет?
— Я бы так не сказал. Большое количество разных вариантов учебников приводит к тому, что их уровень очень отличается. У нас даже в федеральном перечне учебников очень много книг, которые больше походят на винегрет. Все в них перемешано. Морально устарели учебники, в которых от детей требуется лишь заучивание. Когда нет поиска, исследования — к чему хорошему это приведет?
— Каким должен быть идеальный учебник?
— Я бы сказал так: идеальный учебник — это тот, который любят дети. И учителя. И такие учебники школьники запоминают на всю жизнь. Если вы можете вспомнить, по каким книгам занимались в младших классах, значит, вам приходилось иметь дело, скорее всего, с идеальным учебником. Таким я бы назвал «Математику» Моро, «Литературное чтение» под редакцией Горецкого.
— Сколько времени уходит на то, чтобы написать школьный учебник?
— В учебнике, в отличие от романа, автор придумывает не только текст, но и весь методический аппарат, вопросы и задания, иллюстрации, наконец. Многие фотографии в «Окружающем мире» я делал сам. Когда рукопись написана, это еще не значит, что работа над учебником закончена. Потом, возможно, год, а то и больше, учебник находится в издательстве.
В 80 % школ города учителя младших классов выбирают учебник «Окружающий мир» Андрея Плешакова. Это издание одобрено специалистами Министерства образования и науки РФ и вошло в федеральный перечень учебников. Кроме учебника Андрея Плешакова в перечне значится еще порядка двенадцати пособий по этому предмету. В череповецких школах занимаются также по учебникам Александра Вахрушева, Наталии Виноградовой, Зои Клепининой.
Екатерина Дементьева
№47(22210)
17.03.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →