17 марта 2008 года. 10:41

Время доступных кредитов прошло

Проблемы с ликвидно­стью, которые российские банки стали испытывать еще осенью, в марте­апреле, по прогнозам, войдут в новую фазу.
«Все устроено просто: российские банки берут на зарубежных рынках деньги дешево и реализуют их в России дорого, — поясняет в газете «Коммерсантъ» вице­президент одного из крупнейших банков страны. — На этом зиждется бизнес львиной доли банков. Как только западные деньги подорожали, пришлось резко удорожить деньги и в России, что оттолк­нуло от банков клиентуру». И случился сбой, угрожающий всей банковской системе. Ставки по зарубежным кредитам для крупных банков прибавили на 1 — 1,5 %. Средний банк теперь может найти деньги под 10 — 12 % годовых, а еще не так давно и 6 — 8 % считалось нормой. Само собой, это подорожание финансисты перекладывают на плечи своих клиентов. «Макроэкономика такова, что все банки будут неизбежно повышать ставки, — заявил еще в конце января глава Сбербанка Герман Греф. — Мы не будем первыми, мы будем следовать в фарватере. Мы не бежим впереди паровоза». Однако «впереди паровоза» уже побежали другие кредитные банки, увеличившие за по­следние два месяца ставки по кредитам (в среднем на 1 %). И в первую очередь дорожают самые востребованные кредиты с небольшими первоначальными взносами — автокредиты, кредиты наличными…

В новых условиях можно забыть и о доступных кредитах. Журнал «Русский Newsweek» цитирует пресс­службу «Рус­ского стандарта»: «Теперь нам нужны только отборные заемщики — самые­самые. Это раньше мы давали кредит на карту любому, кто придет к нам с одним паспортом в зубах. Теперь мы внимательно смотрим кредитную историю. И если заемщик когда­то плохо расплачивался по кредиту хоть за утюг, то от нас он уже не получит никакого кредита — даже на чайник». Ужесточение требований приводит к тому, что оформление кредита во многих банках теперь занимает в полтора­два раза больше времени, чем раньше.

В сложившейся ситуации банкиры задумались о возможном росте процентов по вкладам населения — надо ведь как­то привлекать ресурсы взамен потерянных иностранных денег. В некоторых банках ставки по рублевым депозитам уже поползли вверх. Однако процесс этот, похоже, слишком медленный — из­за инфляции люди все еще не чувствуют своей выгоды.

Для представителей сетевой торговли, которая опережающими темпами наращивала обороты именно за счет кредитования (и не секрет, что эти кредиты часто были «плохими»), кризис ликвидности — нож в сердце. Ритейлеры любят говорить, что рост их оборотов — следствие растущего уровня жизни, но достаточно сопоставить цифры, чтобы понять, что на самом деле некоторые из них просто строили пирамиду из не со­всем адекватных заемщиков, которая теперь может рухнуть. Однако еще большие неприятности могут ожидать такую системообразующую отрасль, как строительная индустрия, основная клиентура которой — это люди, покупающие недвижимость по ипотеке. Ведь кроме банковских проблем, которые в первую очередь затронут «длинные кредиты» (в том числе и ипотечные), строителей поджимает растущая цена на стройматериалы, на электричество, на землю. В результате они оказываются в ножницах, из которых без массированной помощи государства банкам будет трудно выпутаться.

Словом, в России мобилизуется широкое лобби, цель которого — поддержать отечественные банки. Раздаются, к примеру, предложения поддержать их Стабфондом, что, кстати, может быть реализовано после его разделения. В Красноярске Дмитрий Медведев заявил: «Нужно запустить инструменты долгосрочного рефинансирования банковской системы. Эта система у нас нуждается в длинных деньгах. Надо посмотреть, каким образом задействовать и средства Фонда национального благосостояния, и пенсионные накопления, для которых, в свою очередь, целесообразно создать систему страхования, подобную системе страхования банковских вкладов».

Сергей Бегляк
№47(22210)
17.03.2008

Источник: Газета «Речь»