6 марта 2008 года. 11:28

На школьные учебники напали грифы

Чуть более тысячи учебников пустили в школы. Правда, перед этим специалисты из двух очень авторитетных организаций: Российской академии наук и Российской академии образования — перечитали учебники от корки до корки. Среди книг, не прошедших экзамен, есть и те, по которым еще сейчас занимаются в некоторых череповецких школах.
Впрочем, как поспешила успокоить методист по учебным фондам управления образования Лидия Сысоева, такие учебники по пальцам пересчитать можно. Так, не получила «добро» московских специалистов «Алгебра» Шавката Алимова. Но в рюкзаках некоторых череповецких школьников этот учебник имеет полное право оставаться вплоть до начала нового учебного года. Чем его заменить — решать преподавателям. Причем решать быстро. Уже к концу марта на основе федерального списка учебников специалисты управления образования должны составить череповецкий. И отправить его в областную столицу. К июню, вполне возможно, список обернется новыми учебниками. Правда, не стоит ожидать, что на те 822 тыс. рублей, которые должны выделить из областного бюджета, в Череповец из областной столицы приедут «КамАЗы», груженные под завязку учебной литературой, как это было в прошлом году. Тогда школьные библиотекари и родители учеников не один месяц радовались выделенным из областного бюджета 5 млн рублей. На эти деньги было куплено больше 32 тыс. учебников.

— Федеральный перечень учебников составлен по новым, более жестким требованиям, — рассказывает Лидия Сысоева. — Те книги, которые попали в список, получают один из двух грифов: или «Допущено», или «Рекомендовано». И если раньше через пять лет гриф необходимо было обновлять, то сейчас это не требуется. По допущенным или рекомендованным учебникам можно заниматься до тех пор, пока они не придут в ветхость. Или пока не изменятся стандарты в преподавании того или иного предмета. Тогда учебник просто пройдет доработку.

С каждым годом все меньше и меньше школьных учебников попадают в федеральный перечень. В управлении образования, комментируя это, отмечают: оно и к лучшему, ведь детям в этом случае не придется учиться в буквальном смысле слова на ошибках.

— Неточности в школьных учебниках действительно встречаются. Так, в учебнике Плешакова «Окружающий мир» для 4 класса сказано, что Вологда находится в центральной части России. А город Элиста, расположенный в самом центре калмыцких степей, вдруг оказался в нижнем течении реки Волги, — отмечает методист по начальному образованию Центра повышения квалификации Галина Сеничева. — Впрочем, ошибки в учебниках для начальной школы встречаются гораздо реже, чем в книгах, по которым занимаются старшеклассники.

Давно не удивляются ошибкам и учителя математики.

— Встречаются, конечно, неточности. Особенно в новых учебниках. Пугают неправдоподобные ответы в некоторых примерах. А все из­за опечаток. Чаще всего в дробях. Чтобы исправить неточности в учебнике Воловича «Математика» для 5 — 6 классов, мы собирали рабочую группу. Потом рассказывали учителям об ошибках, которые нашли, — вспоминает методист по математике Центра повышения квалификации Людмила Лагунова.

Впрочем, ошибки, которые встречаются в учебниках, — это беда, с которой еще можно справиться. Были бы сами учебники. По словам Лидии Сысоевой, сейчас в школах катастрофически не хватает «Химии» Габриеляна и «Биологии» для 7, 8, 9 классов. В женской гуманитарной гимназии родителям приходится покупать более 50 % книг: тех семи с лишним тысяч учебников, что находятся в библиотеке гимназии, на всех учениц давно не хватает. С недавних пор настоящей находкой для учителей стала медиатека. В рамках нацпроекта «Образование» в школы города только­только поступило 56 комплектов дисков, среди которых есть и лицензированное программное обеспечение Windows, и учебные программы по различным предметам.

— Родители уже давно привыкли к тому, что учебники им приходится покупать. Впрочем, у этого есть свои плюсы. Например, школьник может в любой момент вернуться к курсу предыдущих лет и повторить материал, — объясняет директор женской гимназии Яна Кузнецова и добавляет: — Хуже то, что нам теперь диктуют не только по каким планам заниматься, но и какие учебники предлагать школьникам. Свободы меньше…

В управлении образования возражают, мол, из 67 учебников по математике, которые вошли в федеральный перечень, даже самый требовательный учитель сможет выбрать тот, который ему по душе.

Существует разница между грифами «Рекомендовано» и «Допущено».

Российская академия наук и Российская академия образования рекомендуют учебник в школы, если он имеет завершенную линию. Это значит, что автор написал учебники для всех классов, в которых этот предмет изучается. Так, в большинстве школ Череповца ученики с 5 по 9 класс изучают русский язык по учебнику Таисы Ладыженской. В новом федеральном перечне он имеет гриф «Рекомендовано». Допускаются же, как правило, единичные учебники. Например, «Математика» под редакцией М.И. Башмакова для 1, 2, 3 классов. Для 4 класса учебника этого автора нет. В новый федеральный перечень вошли 804 рекомендованных учебника, 244 — допущенных и 31 учебник для коррекционных школ.

Екатерина Дементьева
№41(22204)
06.03.2008

Источник: Газета «Речь»