2 марта 2008 года. 16:34

Не вам судить

Вопреки стараниям западных СМИ в мире о России и Путине думают позитивно
В понедельник, 25 февраля, был опубликован опрос жителей 31 одной страны, включая Россию, демонстрирующий отношение к политике президента Владимира Путина. Исследование проведено по заказу британской телерадиовещательной корпорации BBC.

В этом исследовании обращает на себя внимание не то, что в развивающихся странах к Владимиру Путину и России относятся в целом хорошо, а то, что и на Западе, где СМИ неустанно представляют Владимира Путина «человеком из КГБ», отношение к стране и ее президенту, в общем­то, неплохое. Например, 45 % жителей «большой семерки» полагают, что влияние политики нынешнего президента на отношения России с другими странами было позитивным (противоположного мнения придерживаются 40 %). Результаты по отдельным странам тоже преподносят сюрпризы. Так, согласно опросу, 45 % американцев оценивают влияние России при Путине на мир как в основном позитивное. В основном негативным его считают 36 % жителей США. Практически идентичные результаты получены в Великобритании, несмотря на непростые отношения Лондона с Москвой. А вот в европейских странах, которые не так давно рассматривались как возможные союзники России в диалоге США — Франции и Германии, — влияние России Путина на мир оценивают более чем скептически. 56 % немцев и половина французов считают его скорее негативным.

На вопрос о влиянии политики Путина на безопасность в мире жители стран «большой семерки» также отвечали вразнобой. Позитивно эту политику оценивает относительное большинство жителей Италии и Германии. Население Канады и Великобритании разделилось в этом вопросе пополам.

Репутацию России как поставщика энергоресурсов среди стран «большой семерки» портят данные опросов из Германии, США и Японии. Доля жителей Канады, Италии, Великобритании и Франции, считающих, что при Путине Россия в этом смысле является надежным партнером, больше доли тех, кто придерживается противоположного мнения. В развивающихся же странах к России традиционно относятся в целом хорошо. Например, доля египтян, считающих влияние РФ на мир в основном позитивным, соответствует доли россиян, придерживающихся такого же мнения (78 %). Это притом, что Египет считается и остается одним из главных союзников США в арабском мире. Большинство китайцев (69 %) также позитивно оценивают влияние России на мир.

Еще один неожиданный факт: 44 % жителей «большой семерки» полагают, что влияние президентства Путина на качество жизни россиян было негативным. И хотя противоположного мнения придерживаются немало опрошенных (39 %), все же непонимание на Западе современных российских реалий бросается в глаза. Объяснение этому, конечно, можно найти. Кроме элементарного недостатка страноведческих знаний, тут, видимо, сказались и особенности мировоззрения жителей западных стран: они не понимают, как можно добиться повышения уровня жизни при ограничении демократических институтов. Здесь, видимо, сказывается разница культур. Ведь в развивающихся странах Россия смотрится иначе. 84 % египтян посчитали, что при Путине в материальном отношении жизнь россиян заметно улучшилась. Подобными были и ответы китайцев, которые на собственном опыте знают, что экономический рост и права человека вовсе не обязательно взаимосвязаны. Среди экономически развитых стран ситуацию в России, судя по всему, понимают жители Южной Кореи, более половины которых считают, что в материальном плане жизнь в нашей стране улучшилась. И даже на права человека и демократию, по мнению 46 % южных корейцев, президентство Путина оказало позитивный эффект. Оно и понятно, после Второй мировой войны Южная Корея сама переживала период авторитарной модернизации, когда «заморозка» политической системы позволила за небольшой исторический период времени поднять экономику и к началу 1990­х годов перейти к демократической системе правления.

Судя по комментарию, сопровождающему данные опроса на сайте BBC News, заказчики исследования ожидали несколько иных, более печальных для Москвы результатов. Если положительное отношение к политике Путина самих россиян удивления уже не вызывает, то, например, по поводу позиции китайцев, приветствующих новую роль России в мире, авторы комментария выражают явное недоумение. Позитивное отношение к РФ в развивающихся странах они списывают на стремление уравновесить США. Однако основной вывод, который можно сделать из исследования, заключается в том, что население стран «большой семерки» расколото по вопросу об отношении к Путину и политике России при его президентстве. Вызвано это, очевидно, тем, что так называемая «конфронтация» Москвы с Западом остается на уровне риторики, по сути же никаких агрессивных дей­ствий Россия в мире не предпринимает, чего жители западных стран не могут не замечать. Отсюда и замешательство.

И еще одно событие сильно изумило на прошлой неделе западных журналистов. Газета The New York Times, которую многие считают лучшей в мире, решила при помощи русскоязычного ЖЖ (живого журнала в интернете) получать отклики на то, что они пишут о России. В результате выяснилось, что антиамериканизм в российской блогосфере распространен даже больше, чем можно было себе представить. ЖЖ­сообще­ство The New York Times in Moscow было создано 5 февраля 2008 года. На сайте NYT возможность комментировать статьи существует уже давно. Но для этого надо было как минимум знать английский язык. Журналистам газеты, пишущим о России, захотелось получить отклик от тех, о ком они пишут. 22 февраля в сообществе появился первый перевод статьи московского корреспондента NYT Клиффорда Леви, в которой он на примере Нижнего Новгорода рассказывает о преследованиях оппозиции, независимых СМИ и так далее. Этот пост заметили российские СМИ, и начался взрывообразный рост его популярности (тысячи откликов и комментариев). В прошлый понедельник Клиффорд Леви рассказал, что самый главный тезис российских блогеров: «Не учите нас жить!»; «Наша демократия — наше дело». Другая реакция: «сам дурак». Характерный пример: «Все это так, но почему демократии нас учат те, кто воюет в Ираке и содержит концентрационные лагеря на Гуантанамо?»; «В США уже несколько десятков лет назад демократия закончилась»; «Ваши президенты разбомбили несколько стран, повесили человека чуть ли не в прямом эфире, Буш — даун, и вы нам будете про Россию рассказывать?..» Некоторые попытались объяснить американцам загадочную русскую душу: «России всегда необходим был царь­батюшка, который и подскажет, как жить дальше, и которого похаять можно… Большую часть населения такой режим устраивает: он ведь родной уже…». Кое­кто заявил, что американцы всегда пишут о России плохо потому, что завидуют богатству нашей земли, нашей духовности, культуре, науке и так далее. Словом, те, кто согласился с оценками Клиффорда Леви, оказались в абсолютном меньшинстве.

Впрочем, появляются на Западе и журналисты, стремящиеся понять Россию и россиян, описать нашу страну без всяких идеологиче­ских штампов. Последняя такая попытка — книга «Новая Россия» (La Russie nouvelle) журналистки газеты Libеration Лорен Мийо. Журналистка ездила по городкам, окружающим Москву, месила грязь на дорогах, ведущих к новым сельскохозяйственным предприятиям, вела беседы «с монахами Оптиной Пустыни — знаменитого монастыря, о котором в «Братьях Карамазовых» писал Достоевский»; «с елейными агентами ФСБ, секретной службы, выходцем из которой является Владимир Путин — властелин империи, раскинувшейся на два континента». Таджики, «самая эксплуатируемая и презираемая часть пролетариата», рассказывали ей, какое это счастье — заработать столько денег, чтобы хватило на свадьбу их дочерям. И наконец, в Грозном, куда возвращается порядок после многолетней и невообразимо жестокой войны, она нашла бурно восстанавливающийся город и чеченцев, признательных своему «юному президенту Кадырову, похожему на гангстера». Вот она — «новая» Россия: страна, где россияне счаст­ливы, что бы ни говорили на Западе о властелине Кремля. Они чувствуют уверенность, потому что в страну вернулся относительный порядок и все разбогатели благодаря экспорт­ным поставкам нефти и газа, улучшившим их повседневную жизнь. Конечно, на 300 страницах нашлось место и для рассказа о бедственном положении пенсионеров. И о заброшенных деревнях, где ведут полуголодное существование свидетели эпохи совхозов и колхозов. Но факт в том, что множество деталей — хорошее оснащение школьных классов, современная экипировка профессиональных военных, частые поездки за границу — свидетель­ствуют о переменах в этой стране, чем объясняется и популярность главы государства, и возрожденная гордость его жителей.

Две черты привлекают внимание французской журналистки: во­первых, потрясающая свобода слова людей, с которыми встречалась Лорен Мийо. Эта свобода слова достигает апогея в интернете, изобилующем блогами, в которых общаются и изощряются в красноречии россияне, но ее становится все меньше в СМИ. Во­вторых, рыночная экономика — источник потрясающей жизненной силы для многих россиян, воспользовавшихся шансом и начавших собственное дело. Покупа­ющих и осваивающих — работая до седьмого пота — тысячи гектаров пустующих земель. И пока мародеры больше 15 лет растаскивали богатства СССР, появились люди, которым нравится заниматься бизнесом, несмотря на трудности. Они охвачены жаждой благополучия и комфорта — именно это стало пределом их устремлений.

Сергей Бегляк
№38(22201)
01.03.2008

Источник: Газета «Речь»