21 февраля 2008 года. 07:22

Солдат правопорядка

…В 1963 году Николая Пьянкова переводят служить в Череповец заместителем начальника ГОВД. Прежде чем начать работать, Николай Иванович десять дней ходит по городу в штатском — знакомится с обстановкой.
В связи с грандиозным строительством в Череповец съезжались люди со всей страны, бывшие заключенные, условно­досрочно освобожденные, и в городе с населением в 120 тысяч совершалось очень много преступлений — убийств, грабежей. В подчинении Пьянкова были 22 оперативника, 18 сотрудников ОБХСС, 24 участковых, городское ГАИ, другие подразделения. Началась напряженная работа… В этом году полковнику в отставке Николаю Ивановичу Пьянкову, немало сделавшему для усиления правопорядка в Череповце и районе, исполняется 80 лет.

Лучшие годы своей жизни он посвятил службе в милиции. У него богатейший профессиональный и жизненный опыт. Ему есть что рассказать, а другим есть чему у него поучиться. Немалая его заслуга в наведении порядка и в Череповце, и во всем Череповецком районе.

Николай Иванович Пьянков родился 14 декабря 1928 года в д. Борисово Никольского рай­она Вологодской области в семье потомственных военных. Когда Пьянкову исполнилось восемнадцать лет, военком Никольска предложил юноше поступать в Ярославское радиотехническое училище. С этого и началась военная карьера, которой он отдал 28 лет. Николай окончил училище, четыре курса исторического факультета, два года учился на журналиста, а также окончил юридический факультет.

Семь лет он был старшим следователем КГБ, занимался реабилитацией незаконно осужденных. Приходилось мотаться по всей России: служил в Омске, Кенигсберге (Калининград), Москве. Как попал на работу в милицию? По распределению после окончания юридического факультета лейтенант внутренней службы Пьянков должен был ехать в Магадан. Но отказался. У него родился сын, которого он еще не видел. Жена не соглашалась уезжать из Никольска, где были дом, любимая работа хирурга. Николай Иванович пошел на прием к министру госбезопасности просить о переводе в другую местность — и получил отказ. Но лейтенант с завидным упорством опять и опять пытался попасть на прием. Наконец министр вызвал его к себе: «Ну что, теперь вы младший лейтенант. Езжайте в центр Вологодской области работать в милиции. Там работа чуть полегче, но и зарплата меньше». Пьянков возвратил подъемные, снял одну звездочку с погон и поехал домой, в положенный отпуск, к любимой жене и сынишке.

Карьера в милиции началась с должности следователя в Никольске, через три года направили в Рослятино (впоследствии Бабушкинский район). Там Николаю достались двадцать нераскрытых дел двух­пятилетней давности, которые он довел до конца.

В 1963 году Пьянкова переводят служить в Череповец заместителем начальника ГОВД. Прежде чем начать работать, Николай десять дней знакомится с обстановкой. В связи с грандиозным строительством в Череповец съезжались люди со всей страны, бывшие заключенные, условно­досрочно освобожденные, и в городе с населением в 120 тысяч совершалось очень много преступлений — убийств, грабежей.

В подчинении Пьянкова были 22 оперативника, 18 сотрудников ОБХСС, 24 участковых, городская ГАИ, другие подразделения. Началась напряженная работа.

Через пять лет криминальная обстановка в Череповце нормализовалась. И вдруг опять всплеск преступлений. Сначала убийство: у человека отрублены руки, ноги, тело сброшено в Ягорбу. Драка: общежитие на общежитие, среди зачинщиков — бывшие заключенные. Вылетают окна, с пятого этажа выбрасывают людей, несколько человек гибнет. Приходится вызывать пожарные дружины. Только навели порядок, и опять драка. На танцплощадке что­то не поделили условники. Но постепенно жизнь входит в спокойное русло.

В 1973 году Николай Иванович был ранен. Как­то раз пришел домой пообедать. Жил он тогда с семьей еще в общежитии, жена с детьми была в санатории. В комнату этажом выше к девчонкам пришли бывшие заключенные и там бесчинствовали. Пьянков поднялся, попросил их не буянить. Пошел обратно. «Я хотел открыть дверь, и тут обожгло под левой лопаткой. Я обернулся и увидел одного из той компании. Ударил нападавшего по шее, он упал. Я потерял сознание. Обнаружила меня теща и вызвала «скорую помощь», — вспоминает Николай Иванович. В больнице врач сказал ему, что он родился в рубашке. Нож не достал до сердца всего восемь миллиметров…

В том же году его назначают начальником Череповецкого РОВД. И сразу новое дело — серия краж из сейфов совхозных контор в Ерге, Ботове, Абаканове, Суде. Даже если кто­то находился в конторе в момент совершения преступления — не слышал, как грабитель вскрывает сейф. Пьянков едет в Вологду советоваться с преподавателем криминалистики. Идет в архив, где ищет данные о похожих преступлениях. И находит ответ! Скорее всего, орудует бывший работник завода по изготовлению сейфов, знающий их устройство. Сотрудники проверяют всех с подобной трудовой биографией, кто не так давно освободился. Преступник был найден. Он признался во всем, а также рассказал, как ему удавалось бесшумно вскрывать сейфы.

В октябре 1975­го рядом с железной дорогой в поселке Суда ровняли площадку и обнаружили бомбу. Сразу сообщили в дежурную часть РОВД. Пьянков вызвал добровольцев ехать охранять бомбу. Двое суток участковый и два милиционера провели рядом с опасной находкой без сна, на третьи внимание притупилось. Бомба исчезла. Пьянков сам поехал искать ее. Два дня прочесывали каждый двор, но результатов никаких. И тут пришел человек и сказал: «Бомба завтра найдется, не тревожьте людей». «Утром я встал, пошел помыться на мостки, на которых полоскали белье. Наклонился к воде, а бомба под мостками», — вспоминает наш герой. Снаряд поместили в гараж. Вскоре приехал минер из Москвы и сказал, что без врача взрывать нельзя. Начали обзванивать все больницы, но добровольцев не находилось. Тогда жена Николая Ивановича, врач­травматолог Антонина Семеновна, быстро собрала все необходимое и отправилась в поселок. Минер показал взрыватель — маленькую кнопочку на корпусе бомбы, которую просто чудом никто не задел. Бомбу отвезли в болото за пять километров от Суды, поместили в яму, спрятались в укрытие. Взрыв… «Минут пять сыпался песок, разлетелся на сто пятьдесят метров. Воронка была глубиной двенадцать метров», — вспоминает Николай Иванович.

А что касается исчезновения бомбы — ее украл и прятал у себя во дворе человек, который был за что­то обижен на участкового. Ему оформили явку с повинной.

В 1985 году, выйдя на пенсию, Николай Иванович работал секретарем парторганизации стройки, начальником отдела кадров в «Главчереповецстроймонтаже», а также профсоюзным представителем комитета МВД. И воспитывал внучек. Недавно ветерану исполнилось 79 лет. Он считает себя по­настоящему счастливым человеком. Ведь у него была любимая работа и есть замечательная семья. Антонина Семеновна сорок пять лет не отходила от операционного стола, спасла тысячи людей. По ее стопам пошла старшая внучка, которая также работает травматологом. Вторая внучка Пьянковых повторяет судьбу деда. Она окончила историче­ский факультет, сейчас учится на юридическом и работает следователем в УВД.

У Николая Ивановича более десяти наград, в числе которых «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», медали «За безупречную службу», «За добросовестный труд», значок «Отличник МВД СССР». О секрете своей безупречной службы полковник в отставке Пьянков говорит так: «Надо постоянно работать над собой. И быть хорошим солдатом правопорядка».

Оксана Ганичева
№32(22195)
21.02.2008

Источник: Газета «Речь»