7 февраля 2008 года. 07:38

Юбилейный экватор

В одной из песен Юрия Визбора, посвященной сорокалетним, есть такие слова: «…сорокалетье взяв за середину, я постою на этом перевале и тихо тронусь в новую долину. Здесь каждый шаг дороже ровно вдвое, здесь в счет идет, что раньше не считалось…» Чем ближе человек подходит к соб­ственному полувековому юбилею, тем чаще оглядывается в прошлое. Как жил, что сделал, чего не успел? На многие события своей жизни, собственные по­ступки начинает смотреть иначе. Жизнь словно делится на две части: до пятидесяти — сеял, после пятидесяти — пожинаешь плоды. А изменить зачастую уже ничего нельзя…
Антонина Сергеевна, 52 года: «Когда всю жизнь работаешь с утра до ночи, воспитываешь двоих детей и еще успеваешь вести домашнее хозяйство, начинает казаться, что это время — когда тебе уже за 50 — просто сказочное: можно высыпаться каждый день, вести размеренный образ жизни, спокойно заниматься своими делами. Но я всегда знала, что я слишком активна и позитивна, чтобы позволить себе оставить работу после выхода на пенсию и начать жить в свое удовольствие, да и время сейчас слишком динамично, и запросы рынка труда растут с каждым днем. Как эти запросы отражаются на моей жизни? И после 50­ти я продолжаю работать, потому что не представляю, как можно выжить на те пенсии, которые мы зарабатывали себе потом и кровью по 30 — 35 лет. Еще появилась и дополнительная «работа»: забираю внуков из детского сада, сижу с ними до вечера, детям ведь работать надо, зарабатывать себе на достойную жизнь. Поэтому после 50­ти работы только прибавилось. А я и рада: когда с тобой маленькие дети, в которых жизнь бьет ключом, и сама чув­ствуешь себя бодрее. И пусть не все так хорошо со здоровьем, и пусть не всегда есть желание радоваться новому дню, но когда рядом с тобой маленькое счастье, сам начинаешь чаще улыбаться. Дочь часто жалеет меня, пытается сама все успевать, но я понимаю, что в ее возрасте и отдохнуть хочется, развеяться, сама такой была, поэтому я не могу лишить ее с мужем возможности выспаться в выходные. Хотя возраст все равно накладывает свой отпечаток на мою жизнь… Если раньше почти каждые выходные встречались со своими подругами или устраивали семейные посиделки, то сейчас эти встречи сведены к минимуму — начинаешь все свободное время проводить в кругу семьи, и не потому, что на все остальное нет времени, просто начинаешь по­иному ценить семейный уют… Если раньше смотреть телевизор не было желания, то сейчас стала заядлым зрителем сериалов, мелодрам, и не потому, что надо просто как­то убить время, хотя иногда это именно так, скорее не хватает каких­то ярких моментов, событий в жизни, хочется немного больше красок, сразу вспоминается бурное время молодости. К тому же в сериалах есть и свои плюсы: если молодежь смотрит их ради эмоций и зрелищ, то мне они помогают лучше понять эту самую молодежь, как и чем они живут, их жизненные ценности, приоритеты, интересы. Не хочется отставать от ритма жизни… Почему? Наверное, потому, что я боюсь лишить себя внимания подрастающих внуков, мне не хочется, чтобы они звонили мне лишь по праздникам, я хочу, чтобы для них общение со мной было потребно­стью, а не обязанностью!»

Олег Николаевич, 54 года: «Человек сам творец своей судьбы… Эта фраза была девизом всей моей жизни, благодаря чему я добился немалых карьерных высот, признания и уважения. Я всю жизнь был карьеристом, однако никогда и не думал о том, что после 50 лет жизнь может так измениться. Не в материальном плане: я сумел обеспечить себе более чем достойную старость, могу ни в чем себе не отказывать и, как американские пенсионеры, начать путешествовать по миру. Не уменьшилось и общение с коллегами, скорее его даже стало несколько больше, изменения произошли в другом: после смерти жены жизнь превратилась в сплошное серое пятно. Я никогда не уделял должного внимания детям, считал, что это удел женщины, — и вот теперь мое отношение к ним бумерангом вернулось ко мне. Дети звонят крайне редко, внуки приходят в гости только по выходным. Никогда не думал, что буду часами сидеть у телефона и ждать звонка, чтобы порадоваться паре минут разговора с близкими мне людьми! Именно сейчас, когда мне немногим более 50­ти, я по­настоящему начал ценить семейный очаг. Пересмотрел все события своей жизни за очень много лет, и знаете, что обнаружил: как многое хотелось бы изменить, куда­то успеть, что­то отложить, но главное — изменить свои жизненные приоритеты в отношении семьи. Раньше я боялся остаться без денег, сегодня боюсь встретить старость в одиночестве. Но ничего уже не изменить. Когда ты молод — много делаешь, но мало думаешь о последствиях, а когда тебе за 50 — начинаешь прежде думать о последствиях и лишь потом что­то делать. Жаль, что люди это очень поздно понимают».

Елена Николаевна, 50 лет: «Знаете, как это здорово, когда ты всю жизнь занимаешься любимым делом, когда работа для тебя — одно большое удовольствие, когда идешь на работу и уходишь с нее с улыбкой. У меня именно такая работа, я всегда очень держалась за нее! Но годы дают знать о себе, и это меня пугает… Около 40 лет у меня начались проблемы с поясницей, но я старалась никому этого не показывать, улыбалась на работе, даже когда просто сидеть было больно. Сейчас мне за 50, и 25 лет работы за компьютером не прошли незаметно, раньше ведь не было защитных экранов. Стали уставать глаза, падало зрение, очки уже не помогали. Шеф очень хорошо ко мне относится, но он не мог делать вид, будто ничего не замечает. Сначала корректно предложить мне взять отпуск, чтобы отдохнуть, восстановиться. Но после отпуска проблема не решилась, и он предложил мне сделать операцию за счет фирмы, чтобы предотвратить падение зрения. Я согласилась… Операции и период реабилитации заняли около трех месяцев. А когда я вышла на работу, поняла, что незаменимых людей не бывает, что коллеги отлично справляются без меня. Даже не по себе стало: почувствовала себя ненужной этим людям. Ужасное чувство. Столько лет отдавала все силы любимой работе — и только сейчас поняла, как важно было уделять хоть немного внимания себе! Сейчас я не работаю, шеф предложил мне «наконец начать жить в свое удовольствие». С новой силой накатило ощущение ненужности, которого я так боялась все это время! Беда не приходит одна. Оставшись без работы, первым же делом накупила газет и стала изучать объявления о вакансиях, но за несколько месяцев ничего подходящего так и не нашла. Вакансии уборщицы, гардеробщицы, администратора игорных заведений мне, уважаемому человеку с двумя выс­шими образованиями, не подходили. В семье стало не хватать денег, появились новые статьи расходов на лекарства. К такому положению дел было очень трудно привыкнуть: невостребованность, нехватка денег на самые простые продукты… Сейчас в материальном плане мне помогают дети, но хотя всю жизнь я давала им все самое лучшее, мне неловко принимать помощь от них, начинаешь чувствовать себя обузой».

Татьяна Зарубко, журналистка студенческой газеты Чгу Students’ Press
№22(22185)
07.02.2008

Источник: Газета «Речь»