4 февраля 2008 года. 09:24

«Я убийственно серьезна, милый»

Компьютер написал безупречный роман о любви
«Я убийственно серьезна, милый» — это строчка из первого романа о любви, автором которого стал не человек, а компьютер. Книгу готовят к изданию в Петербурге. Весь текст компьютер написал за трое суток. Ну чем не идеальный писатель! В качестве образца компьютеру предложили, по убеждению издателей, лучший любовный роман — «Анну Каренину» Льва Толстого. В железные мозги заложили выборку текста, сюжет будущей книги. Конечно, над созданием безупречного, как его назвали издатели, романа пришлось покорпеть восьми программистам, к тому же потребовалась серьезная редакторская правка. Текст романа, мягко говоря, местами оставлял тяжелое впечатление. Но так или иначе, книга получилась. Не станет ли компьютерный роман конкурентом творению человека? Несет ли искусственный интеллект угрозу для общества? Сегодня по этому поводу высказываются…

Сергей ГАВРИЛОВ, директор череповецкого филиала Университета РАО:

— Я считаю, любая техника если и составит конкуренцию человеку, то в смысле скорости, тщательности выполнения неких операций, но не с точки зрения литературы, искусства, человеческого разума. Это же человек заложил в железные мозги текстовой набор, сюжет, задал программу. Интересный вопрос и, как мне кажется, непростой. Ведь проигрывал поначалу компьютер человеку в шахматы, и в свое время говорили, что обыграть человека искусственный интеллект не способен. Теперь говорят обратное. Шахматы — более технология, хотя в них, безусловно, есть и творчество. Но если говорить о литературе, искусстве — это все­так чувственная, эмоциональная сфера. Компьютер может сделать пусть неожиданную, искусную, но компиляцию — и только. Заложенной в него программой используются некие ходы, алгоритмы, но первичен человек. Мне кажется, творчества у компьютера не получится — просто технологии. С чем бы сравнить? Пусть и некорректный, возможно, но приведу пример. На вечере в память о Высоцком пели его песни. Подражают ему — голос, слова — вроде все то, но это не Высоцкий. Те, кто поет в своей манере, — тем более это не Высоцкий. Песни Высоцкого должен петь он сам. Любая техника на данном уровне развития не является интеллектом, а является технологией, которая обрабатывает заложенную информацию, выстраивает ее. Техника не может дотянуться до высот подсознания человека; компьютер напишет красиво, может, и правильным русским языком, но духа в таком тексте нет, нет сердца. Я выражаю личную точку зрения. Что касается угрозы, опасность, на мой взгляд, есть. Существует так называемое клиповое мышление. Так или иначе все мы подвержены влиянию и воздействию новой субкультуры, компьютерных или иных технологий. Мы постепенно переходим на специфический язык общения. Не хочу оценивать в плоскости плохо — хорошо, это иное. Философский вопрос… Подытожу. Однозначного ответа я не нахожу. Не хотелось бы, чтоб мы, человечество, пойдя по пути прогресса техники, технологий, допустили и признали превосходство искусственного интеллекта, попали в зависимость от компьютера, от не знающего границ потребления. Как говорят, грех — потребление того, что не является для человека необходимым. Мы ведь можем прожить и без технических новинок, человечество не умрет. Нет, я не противник технического прогресса, я его сторонник, но в чем я вижу опасность? Мы хотим сесть на мягкий диван и стать потребителями в чистом виде, а это значит переступить грань дозволенного — перевести потребление в интеллектуальную сферу.

Александр ЧЕРНОВ, ректор гуманитарного института ЧГУ, депутат городской Думы:

— Сама методика давно известна. Еще в 60­ годы, когда разрабатывались теории коммуникаций, бытовала мысль: если бесчисленное количество обезьян посадить за бесчисленное количество пишущих машинок и они будут хаотично нажимать на клавиши, то в конце концов по­явитс полное собрание сочинений Шекспира. Практика коллективного творчества существовала и в XIX веке. Так писал романы для «Современника», «Отечественных записок» Николай Алексеевич Некрасов и компания. Разбивали по страницам, по главам, по частям, каждый писал свою, потом сводили вместе и что­т получалось. Часто очень неплохие романы: «Три стороны света», «Мертвое озеро». Журнальная практика требовала появления очередных статей с определенной периодичностью, далеко не всегда можно было заказывать романы талантливым и дорогим авторам, таким, как Гончаров, Достоевский, Толстой, вот и обкатывали технологии. Если говорить о наших традициях, технологиях написания современных серийных романов — чаще это детективы, женские романы о любви, — то, ни для кого не секрет, на целый ряд известных авторов работают группы анонимных авторов. Я это к чему? Происходит некая механизация популярных жанров: эксплуатация уже созданных тем, найденных идей, оборотов, сюжетных ходов, образов. Она всегда шла в литературном процессе. И если произойдет перенос этих функций на компьютер, ничего нового это не даст. Инновация, но чисто технологическая, а не эстетическая. Никакой конкуренции серьезной литературе как виду искусства она не составит. А вот в плане создания массовых текстов, их шаблонизации — возьмите любые серии романов Дашковой, Донцовой и т.д. — может, и составит. Но такого рода тексты дальше своей ниши не выйдут. Никакого посягательства на высокое искусство я здесь не вижу. Уникальное произведение компьютер создать не может. Неожиданное яркое решение — возможно, но в рамках существующих шаблонов. Прорыва в качестве текста — нет. Эксперимент, пугаться нечего.

Галина ГОРДИЕНКО, писательница:

— Роман, созданный компьютером? Я не представляю себе, как он способен передать тонкости человеческих эмоций. Забавно. Я люблю фантастику и даже могу допустить, что компьютер может быть наделен своеобразным интеллектом, человечество способно создать жизнь искусственную. Но я сомневаюсь, нужно ли это человеку, не чревато ли? Мы ведь не можем быть столь безупречны в исполнении неких заданных операций, соответствовать заданным параметрам, как машины. Человек в этой битве проиграет машине, наверное, надеюсь, этого не будет. Мы слишком разные — машины и люди. Задумываться, на мой взгляд, нужно о другом — куда катится человечество. Какие фильмы мы смотрим, какие книги читаем.

Татьяна Ковачева
№19(22182)
04.02.2008

Источник: Газета «Речь»