4 февраля 2008 года. 09:24

Наш ответ Чемберлену

В пику западным авторитетам россияне будут составлять свои рейтинги демократии
В понедельник объявлено о создании «Института демократии и сотрудничества», задачей которого станет продвижение позитивного образа России за рубежом, критика состояния демократии в США и Европе, а также донесение до Запада точки зрения руководства России на те или иные политические процессы, происходящие как в России, так и в мире. Уже во вторник свои представительства это учреждение развернуло в Нью­Йорк и Париже.

Вдохновителем этой идеи можно считать президента Путина. В феврале 2007 года он выступил в Мюнхене со своим уже ставшим историческим заявлением: «Европейское понимание демократии не является эталоном, и страны, которые учат Россию демократии, сами не отличаются приверженностью к демократии». Позднее, в октябре 2007 года на саммите Россия — ЕС в Португалии, президент России предложил Евросоюзу создать в Брюсселе совместный Российско­европейски институт, который бы занимался вопросами демократии и свобод человека. «Я познакомил европейских коллег с новой инициативой создания Российско­европейског института свободы и демократии», — сказал тогда Путин. Институт, по его мнению, должен «заниматься вопросами обеспечения свободы избирательного процесса, мониторингом выборов, положения нацменьшинств, в том числе в России, свободы слова». Путин сказал, что западные страны имеют подобные центры на территории России, а нынешний экономический потенциал РФ позволяет предпринять симметричные шаги. Но уже после выступления президента его помощник Сергей Ястржембский уточнил, что создаваемый институт «не будет совместным предприятием, а станет чисто российским учреждением», на которое Россия готова выделить суммы, сопоставимые с теми, которые выделяет ЕС на подобные проекты в России — «примерно 70 млн евро в год». Как заявил Ястр­жембски, «наступила пора, когда и Россия с учетом ее финансовых возможностей может позволить себе то, что раньше было роскошью, а теперь является необходимо­сть, — открыть такой же институт, который займется изучением вопросов прав человека на территории Европы с привлечением неправительственных организаций».

Возглавил некоммерческий фонд «Институт демократии и сотрудничества» известный адвокат Анатолий Кучерена.

На специально созванной пресс­конференци он пояснил, что его организация будет строить рейтинги соблюдения прав человека на Западе, потому что «сегодня в мире не может быть монополии какого­т государства на выработку стандартов соблюдения прав человека, даже если это государство экономически хорошо развивается». «Нас будут интересовать вопросы прав и свобод граждан, безопасности, миграционные вопросы, межэтнические вопросы и ряд других вопросов», — сказал Кучерена. За рубежом, как уточнил он, безусловный интерес представляют условия содержания заключенных. «Например, сколько человек сидит в России, сколько сидит в Европе, в том числе какой национальности эти люди», — пояснил Кучерена.

Он отметил, что в сферу исследований штаб­квартир фонда, которая будет расположена в Париже, включена не только соответствующая проблематика во Франции, но подразумевается и «охват всей европейской части». «Нам никто на сегодняшний день не мешает проводить те или иные общественные исследования в Германии, Испании, Италии, Австрии, Великобритании, Сербии в том числе — вопрос по Косову был одним из первых во­просо», — сказал Кучерена.

Уже во вторник «Институт демократии и сотрудничества» действительно открыл свои филиалы в Париже и Нью­Йорк. Первый будет возглавлять экс­депута Наталья Нарочницкая, второй — политолог Андраник Мигранян. Штат этих отделений составит по 10 сотрудников, а бюджет — несколько десятков миллионов евро.

«Париж и Нью не самые бармалей­ски государства, — ехидно пишет по этому поводу писательница Мария Арбатова. — Можно было поехать и посмотреть, как там с правами человека в Китае. Или что там с девочками делают в консервативных арабских странах. Но, видимо, желающих возглавить тамошние отделения не нашлось».

Руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин тоже считает, что «не имеет смысла создавать эти институты в США и Западной Европе, где нас никто не будет слушать». «Их надо создавать в таких странах, как Венесуэла, Бразилия, ЮАР, Пакистан, — предлагает он, — там они имеют гораздо больше шансов завоевать свою аудиторию. И эти государства для нас очень важны. Критиков же западной демократии хватает и на самом Западе, и к ним там уже привыкли прислушиваться».

Пессимистично оценил будущее нового института и директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне Николай Злобин. «Большая часть западных структур подобного типа занимается тем, что критикует западную демократию, поэтому ничего полезного в этих российских институтах с такими заявленными целями я не вижу, — сказал Злобин. — Кроме того, у со­временног российского государства нет своей идеологии. Посему пропагандировать подобным Институтам демократии и сотрудничества, по сути, нечего».

«Можно заранее предсказать, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет, — пишет в «Независимой газете» президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский. — В лучшем случае просто потеря времени и денег, в худшем — усиление пропагандистской войны с США без всякой надежды выйти из нее победителем. У США есть много проблем, в том числе и в вопросах демократии и прав человека, и поэтому в стране существуют тысячи государственных и неправительственных организаций, стоящих на страже интересов граждан США, чьи права ущемляются. И вряд ли небольшая российская структура в Нью­Йорк сможет добавить что­либ существенное в этом деле. Достаточно вспомнить печальный советский опыт, когда на подобные цели тратились огромные деньги, а результаты были весьма неутешительны».

Впрочем, не все восприняли эту новость в штыки. В международной правозащитной организации Human Rights Watch считают, что новому российскому некоммерческому фонду, который намерен вести мониторинг прав человека на Западе, предстоит выдержать жесткую конкуренцию. «Я им желаю доброго пути, хотя шансы на то, что они откроют что­т новое в сфере нарушений прав человека, весьма невелики», — сказал заместитель главы московского отделения Human Rights Watch Александр Петров. «Надеюсь, что они составят конкуренцию тысячам организаций, которые занимаются правами человека в Европе и Америке. Хотя конкуренция будет достаточно жесткой, и я не уверен, что новая организация эту конкуренцию выдержит», — выразил сомнение правозащитник. «Насколько я знаю, эта новая организация связана с российским правительством. Ходят слухи, что она не будет принимать правительственные гранты. Но, судя по составу нового фонда, он будет выражать позицию правительства. Ради бога. Если они смогут говорить нормальным языком конвенций и международных стандартов, то это будет очень хорошо. Если у нас будет общий язык, то будет шанс, что мы сможем объяснить все ценности в сфере прав человека нашим партнерам в правительстве России», — сказал Петров.

Руководство новоиспеченного института уверяет, что их оценки западных демократий будут независимыми. «Правозащитные доклады, критикующие Россию, имеют идеологическую направленность и бывают предвзятыми. Мы же постараемся не пойти по этому пути»,— заверил Анатолий Кучерена. «Наша задача — это не ответ Чемберлену, хотя это было бы вполне естественно. В мире существуют сотни и тысячи организаций, которые только и изучают состояние прав человека в других странах, но только не в собственной», — заявила Наталья Нарочницкая. При этом она дала понять, что под «Чемберленом» имеет в виду правозащитные организации Amnesty International и Freedom House — самых последовательных критиков ситуации с правами человека в РФ. Напомним, в мае 2007 года Amnesty International в своем ежегодном докладе о свободе в мире посвятила нарушениям прав человека в России пять страниц — больше, чем любой другой стране. А Freedom House в сентябре констатировала, что «по большинству показателей Россия больше не может считаться демократической страной».

Анатолий Кучерена настаивает, что «Институт демократии и сотрудничества» создан по инициативе общественных организаций и без участия государства, что учредителями фонда стали полтора десятка некоммерческих организаций, возглавляемых преимущественно членами Общественной палаты. Андраник Мигранян, впрочем, заметил: «в рамках Общественной палаты у нас тесные и конструктивные связи с госструктурами, и определенные консультации мы проводили». Финансировать институт, по словам Кучерены, будет «социально ответ­ственны бизнес». Кроме того, организация будет претендовать на государственные гранты.

Сергей Бегляк
№19(22182)
04.02.2008

Источник: Газета «Речь»