31 января 2008 года. 07:53

Опрос

Как бы вы отнеслись к желанию своего работника (мужчины) выйти в декретный отпуск по уходу за ребенком? И решились бы сами выйти в декрет, предоставив право зарабатывать своей супруге? С этими вопросами «Речь» обратилась к череповецким работодателям и руководителям.
Руслан Борохович, начальник орса ОАО «Северсталь», депутат городской Думы:

— Я считаю, что к этому вопросу нужно подходить очень взвешенно и прежде всего учитывать ситуацию в семье. Если супруга не работает и муж является единственным кормильцем семьи, то мне кажется даже неуместным обсуждать, кто будет ухаживать за ребенком, мать или отец. В данном случае было бы нелогично отцу выходить в декретный отпуск, даже при условии многократного увеличения размера пособия по уходу за ребенком. Никакой дискриминации в этом нет. Просто жена — женщина, домохозяйка — воспитывает детей, а муж при этом зарабатывает средства на существование семьи. Если же работают оба родителя и оба вносят вклад в финансовое обеспечение семьи, то в данной ситуации, я считаю, неважно, мать или отец будет сидеть с ребенком, — главное, чтобы ребенку был обеспечен должный уход. Здесь определять выбор будут уже условия работы: если они позволяют, допустим, супругу выйти в такой длительный отпуск, если руководство может себе позволить отпустить работника, то почему бы нет? К примеру, у меня нет возможности находиться даже на больничном с ребенком, потому что есть обязательства перед руководителями, есть задачи, которые они поставили передо мной и которые я обязался выполнить. Если бы я работал по какому­то другому графику и при этом у моей семьи имелось бы достаточно средств для достойного проживания, то я, наверно, мог бы выйти в декретный отпуск, но это в крайнем случае. А в реальной ситуации, сейчас — не мог бы. Моя супруга воспитывает детей, она полностью берет на себя, на свои хрупкие плечи все домашние заботы, обеспечивает тыл.

Алексей Советов, начальник Череповецкого отдела наркоконтроля:

— Я отпустил бы своего подчиненного, потому что не имею права не отпустить, так как это ему гарантировано Конституцией. Но я считаю, что мужчины должны беречь женщин и отпускать их в декретный отпуск. Задача мужчины — содержать семью и создавать уют для женщин и детей, а иначе какой он мужчина?! Конечно, уход за ребенком — это сложная и ответственная задача, но я не представляю русского мужчину сидящим в декрете. Мужчина все равно не даст ребенку столько тепла и нежности, которые ему так необходимы особенно в первые месяцы, сколько даст женщина. Мать нужна ребенку в первые полтора года — это точно, это я как отец с опытом говорю. Мужик должен крутиться и везде успевать — и дома, и на работе. Разве можно женщину, которая только что родила, перенесла огромные физические и психологические нагрузки, отправлять на работу: иди зарабатывай, а я буду сидеть дома? Это неправильно. Другое дело — социальная политика Германии и социальная политика России. Я стоял с ребенком в очередях за талончиками к врачам, знаю, что такое наша бесплатная медицина. В Германии даже эмигрант социально защищен, в первые четыре года он получает социальное пособие, размер которого раза в четыре больше, чем у нас средняя зарплата. Говорить о том, что имеется в Германии, применительно к России — все равно что сравнивать воду и молоко. И то и другое — жидкое, но питательные свойства совершенно разные.

Игорь Мясников, начальник территориального отдела Роспотребнадзора:

— Как руководитель, я печально бы отнесся к такому желанию работника, особенно если работник ценный, а у нас все работники ценные. Даже если берешь на период декретного отпуска кого­то на замену, то проходит много времени, пока он втянется в дела, пока обучишь его, а потом, глядишь, и работник из декрета выходит. Как отец и супруг я считаю необходимым, чтобы оба родителя как можно больше времени были вместе со своим ребенком. Но мать в любом случае никто не заменит. Как ни будь мать занята, какой ни будь она активной личностью, но посвятить себя воспитанию ребенка, особенно в младшем возрасте, — наипервейший ее долг. Потому что никто не даст ребенку столько внимания, заботы и знаний, как мать, ведь у них контакт идет даже на телесном уровне, ребенок впитывает, как говорится, с молоком. О том, чтобы отец сидел с ребенком, речь может идти только в случае острой необходимости, когда мать не имеет возможности выполнять эти функции. Я бы, наверно, не пошел в декрет вместо жены. Я бы сделал все возможное, чтобы обеспечить благополучие своей семьи и супруга имела возможность ухаживать за ребенком.

Владимир Штейнгарт, президент Торгово­промышленной палаты Череповца:

— Каждый должен заниматься своим делом. Женщины — рожать детей и воспитывать их, а мужчины — кормить семью. Как только акценты смещаются в ту или иную сторону — нарушается порядок вещей, созданный природой и обществом, и это оборачивается не лучшим образом. Я считаю, что мужчина не должен сидеть в декрете и заниматься исключительно воспитанием детей. За редким­редким исключением, когда по­другому быть не может, когда нет другого выхода: супруга, к примеру, болеет. А правило такое: женщина сидит дома, она — хранительница домашнего очага, она воспитывает и выкармливает детей, а мужчина, как это было издревле, охраняет, кормит, обогревает семью — выполняет мужскую работу. Даже если женщина зарабатывает больше, чем мужчина, — ну и что с того? Материальная составляющая в данном случае не так важна, как духовная. Я ни в коем случае не вышел бы в декретный отпуск, конечно, за исключением тех чрезвычайных ситуаций, о которых говорил. Я работал бы день и ночь, чтобы создать условия для своих детей и жены, чтобы они ни в чем не нуждались. Для воспитания ребенка прежде всего нужна материнская рука… Материнская грудь, как минимум.

Владлен Нифонтов, генеральный директор ООО «Двина»:

— Увеличить пособие, чтобы именно мужчина мог осуществлять уход за ребенком, — для русского уха это как­то непривычно звучит, нелепо, нерационально. Я полагаю, что право сидеть в декрете и ухаживать за ребенком нужно отдать женщине. Это предназначение женщины, это право — и не только право, но и обязанность — дано ей, как говорится, господом богом. Да и о чем говорить: для ребенка от мужчины гораздо меньше толку, чем от женщины. Отпустил бы я своих работников в декретный отпуск? В этих делах все зависит от обстоятельств. Если бы оба родителя работали у меня, я однозначно постарался бы сагитировать, склонить их к тому убеждению, что находиться в декрете должна мать. Но если других вариантов нет, я обязан отпустить работника — и по человеческим, и по всем другим канонам. А сам? Если б жена не могла, тогда, наверно, пришлось бы. А так — зачем? Если рассуждать о женском и мужском равноправии, можно далеко уйти. Все­таки более привычно, когда у женщины один круг обязанностей, у мужчины — другой. Женщина будет более успешной, чем мужчина, в решении вопросов, касающихся домашнего очага, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.

. №17(22180)
31.01.2008

Источник: Газета «Речь»