31 января 2008 года. 07:53

Поколение отцов

Дети — женское дело? Вовсе нет! Все больше отцов в Германии берут декретный отпуск — благодаря новой семейной политике
У Йорга Заттлера новая начальница. И она его вызывает — причем немедленно. Ей нужна бутылочка. А еще — новая пеленка. Начальница кричит и делает в штаны: ее зовут Зоя, а ростом она не более полуметра. Но 37­летний работник счастлив, что может каждую минуту проводить с новорожденной. Теперь у него вместо деловых встреч — ласки, и ничего, что начинаются они в 4 утра. Теперь Йорг Заттлер, вместо того чтобы работать на своей должности руководителя бюро находок и зам.директора сектора обслуживания пассажиров на фирме Fraport (она эксплуатирует Франкфуртский аэропорт), целый год будет нянькой. Провести с дочерью эти драгоценные месяцы он может благодаря новому родительскому пособию. Он почувствовал себя на вершине блаженства уже в тот момент, когда увидел первое УЗИ своей дочки. «Рождение ребенка — это было потрясающе! Мне с самого начала было ясно, что я должен помогать в уходе за ребенком с первых дней. Как кстати это предложение!» И вот Зоя мирно лежит у него на руках, сосет из бутылочки и довольна тем, что папа дома. Сотрудник Fraport — один из первых отцов, который воспользовался вступившем в силу с 1 января законом о родительском капитале, став пионером нового типа семейных отношений в Германии. «Почти 70 % всех отцов видят себя прежде всего воспитателями своих детей, и лишь 33 % — кормильцами», — поясняет специалист по гендеру Роберт Рихтер. Йорг Заттлер убежден: «Сегодня мужчины начинают делать работу по дому. Скоро будет так же естественно, что они наравне с женщиной будут участвовать и в воспитании ребенка. А родительское пособие — первый шаг на этом пути».

Закон о родительском пособии вступил в силу 1 января 2007 г.: за детей, родившихся в новом году, государство в течение 12 месяцев выплачивает всем трудоспособным матерям и отцам 67 % от чистой зарплаты. При этом берется средняя зарплата за последние 12 месяцев, но общая сумма выплат не должна превышать 1800 евро. Если за ребенком ухаживают оба родителя, то деньги выплачиваются 14 месяцев. Это время мамы и папы могут гибко распределять между собой. Так подрастающее поколение получает больше заботы. Но больше всего от родительского пособия выигрывают отцы. Ведь прежнего пособия (около 300 евро в месяц), как правило, не хватало на то, чтобы компенсировать более высокую зарплату отца. Теперь даже работники руководящего звена вроде Йорга Заттлера могут посвятить себя ребенку, практически ничем не рискуя в финансовом отношении. Предложение о родительском пособии пользуется популярностью: если в прошлом году от мужчин поступило лишь 3,5 % всех заявок, то в первом квартале 2007 г. их стало уже вдвое больше. Вот и Ульрих Шмитт тоже подал заявку на пособие. «После рождения первой дочки я, к сожалению, не мог воспользоваться декретным отпуском. Но в ноябре должен родиться наш второй ребенок, и тогда я обязательно возьму тайм­аут». 35­летний редактор долго не раздумывал и сразу решил поддержать свою жену в уходе за ребенком. Это собирается сделать и Штефан Шмидт. «Когда у нас родилась дочь Анна­Дора, начальница отдела сразу спросила меня, когда я возьму декретный отпуск. Для нее это было совершенно естественно». Коллеги, семья, друзья — все его поддержали. А некоторые друзья, которые сами стали отцами, собираются последовать его примеру. На весну 2008 г. запланированы 8 недель декретного отпуска. Два месяца, которых ждет не он один. Ведь его жена­биолог хочет после годичного перерыва снова пойти работать. И тут поддержка супруга приходится весьма кстати. «Ведь мы не хотим жертвовать ради ребенка всем. Нам нужен средний путь между семьей и карьерой», — говорит 38­летняя мать. Нужен как мужчинам, так и женщинам.

Такую цель ставит перед собой и федеральный министр семьи Урсула фон дер Лайен. «Наступили новые времена, ценности семьи выходят на первый план», — объясняет политик и мать семерых детей. За короткое время она сделала семейную политику центральной темой в Германии. Увеличив родительское пособие, государство помогло высококвалифицированным матерям и отцам принять решение о втором ребенке. Теперь федеральная программа по увеличению числа яслей должна обеспечить им спокойное возвращение к работе. До 2013 г. предусмотрено 500000 дополнительных мест в яслях, преимущественно для детей младше 3 лет. Места в яслях получит примерно треть малышей. Министерство также поддерживает семьи, где под одной крышей проживают несколько поколений, и планирует ввести отпуск по уходу за престарелыми. Дети родителей, которые нуждаются в уходе, смогут оставаться дома, не теряя рабочего места. Фон дер Лайен считает, что от этого выиграет все общество: «Семейная политика — это важный инструмент экономического роста». Что подтверждает исследование, проведенное Институтом германской экономики в Кельне. Речь идет о том, что европейские страны вследствие низкой рождаемости могут отстать от США в экономическом развитии, если, конечно, не будут приняты соответствующие меры. Продуманная семейная политика должна обеспечить не только прирост населения, но и благосостояние общества.

Ее важность начинают понимать и фирмы. Сокращение рождаемости в Германии на фоне стареющего населения оборачивается нехваткой персонала в ряде отраслей. Растет конкурентная борьба за лучшие головы. Для Патрика Шпайера, руководителя группы страхования R+V, который сам недавно стал отцом, очевидно: только то предприятие, которое позволяет своим сотрудникам сохранять баланс между работой и семьей, не будет испытывать кадровых проблем. 46­летний страховщик понял это на собственном опыте: благодаря поддержке начальства и коллег он смог взять после рождения дочери Киры 5 недель отпуска, перенеся отпуск по уходу за ребенком на 2008 год, когда его жена снова выйдет на работу: «Довольный сотрудник — лучший сотрудник», — говорит Шпайер. И хотя для него, как руководителя, это связано с организационными проблемами, однако работа с гибким графиком остается его идеалом: «Фирмы должны предлагать больше рабочих мест с частичной занятостью. Это отвечает запросам многих родителей и к тому же позволяет привязать сотрудников к фирме». Согласно опросу Германского общества кадрового менеджмента, шанс улучшить ситуацию есть. 85 % германских менеджеров по персоналу ожидают, что ориентация на семью в политике предприятий будет только усиливаться. А это, как показывает пример Fraport, означает большую лояльность к родителям. Недавно эта фирма была отмечена в числе 500 других фирм в рамках федеральной инициативы «Карьера и семья». Она открыла свой детский сад с группами продленного дня, создает «отцовскую сеть», побуждает отцов воспользоваться пособием по уходу за ребенком, приглашает их собираться за общим столом. А там Йоргу Заттлеру будет что рассказать. О годичном отпуске, о новой начальнице, которую он дни напролет готов носить на руках, — ну и, конечно, о профессиональных планах на будущее. Ему так нравится проводить время с дочкой Зоей, что, выйдя из отпуска, он готов перейти на частичную форму занятости.

P.S. Автор этой статьи на собственном опыте узнал, насколько прекрасно быть родителем. Он наслаждался каждой секундой двухмесячного декретного отпуска.

Райнер Штумпф, фото йорга Ладвига (журнал Deutschland)
№17(22180)
31.01.2008

Источник: Газета «Речь»