26 января 2008 года. 08:50

С легкостью иллюзиониста Юлия Тимошенко возвращает народу долги Сбербанка

И прошлое премьерство Юлии Тимошенко нельзя было назвать скучным. Но то, что сейчас происходит на Украине, — это уже на грани истерии. Ажиотаж вокруг выплат долгов Сбербанка с длинными и бурными очередями, с талончиками и чернильными номерами на ладонях устроен с плохо скрываемой целью — распиарить Юлию Тимошенко, сделать из нее национальную героиню и посадить в кресло президента.
Возвращать советские долги народу уже пытались на Украине во времена Леонида Кучмы: пенсионерам выдавали ограниченные суммы со счетов Сбербанка, суммы эти точно так же ни в коей мере не соответствовали реальной стоимости советских накоплений, и акция тоже носила социально­терапевтиче­ский характер. Правда, тогда не было такой истерики. Потому что это уже политический стиль нового премьера. Тимошенко просто необходимо, чтобы люди стояли по ночам у офисов «Ощадбанке» (фактический преемник Сбербанка на Украине) с одной лишь мыслью: «Нужно успеть, пока Юлю не сняли!», «Юля уйдет, и плакали наши денежки!»

Впервые она озвучила намерение рассчитаться за долги СССР, когда презентовала свою предвыборную программу «Украинский прорыв». Причем «оранжевая принцесса» пообещала решить проблему кардинально, то есть просто — взять и заплатить. При этом указывалось, что для полного погашения украинцам «советских долгов» потребуется 26 млрд долларов (в 1997 году долг Сбербанка был определен в размере 24,27 млрд долларов), то есть более половины общей суммы доходов годового украинского бюджета. Взяв на себя обязательство в случае прихода к власти в течение двух лет возвратить украинцам все замороженные вклады Сбербанка СССР, Тимошенко признала, что «это почти сенсационное обязательство», однако ее блок нашел источники, где можно взять ресурсы «для восстановления справедливости».

После этого возникла цифра уже совсем фантастическая — 120 млрд долларов, которые должны получить украинцы, если власти до конца рассчитаются по советским должкам. Очевидно, здесь что­то сознательно напутали противники Тимошенко, однако указанная сумма стала кочевать в СМИ и привела в замешательство даже союзников БЮТ (Блока Юлии Тимошенко), не стеснявшихся в сентябре перед парламентскими выборами критиковать указанный пункт программы Тимошенко. «Скажу откровенно, возможно, я более слабый экономист, чем Юлия Владимировна, но я не вижу путей возвращения тех сбережений на более чем 120 млрд долларов на протяжении двух лет», — заявил тогда лидер «Народной Самообороны», впоследствии вернувшийся на пост главы МВД, Юрий Луценко.

Подобные высказывания ничуть не смущали Тимошенко — идя ва­банк, она обещала, что невыполнение взятых обязательств станет для нее единственной причиной отказа от власти. «Если я не верну людям деньги за два года, я в отличие от наших мужчин­политиков положу заявление и уйду с должности, потому что должности не нужны, если ты не можешь дать людям обещанное», — утверждала лидер БЮТ. На протяжении всей осени злосчастные долги СССР тормозили коалиционные переговоры между БЮТ и пропрезидентской «Нашей Украиной — Народной Самообороной», где никак не желали брать на себя невыполнимые, с их точки зрения, обязательства бютовцев перед избирателями. Доводы Тимошенко оказались сильнее — «оранжевые» впряглись в общую упряжку, а лидер БЮТ, получив постпремьера, принялась доказывать, что слов на ветер не бросает. Средства на компенсацию вкладов Сбербанка СССР были заложены в проект бюджета на 2008 год, который правительство и Верховная Рада в достойных всяческого уважения темпах обсудили и утвердили в самый канун Нового года. 8 января началось формирование реестра вкладчиков Сбербанка СССР. Этот документ, как заявили в «Ощадбанке», должен ускорить возврат обесцененных денежных сбережений. Тогда же Тимошенко пообещала, что первыеденьги украинцы получат 11 января, и народ потянулся к отделениям «Ощадбанка».

Что касается механизма выплат, то в текущем году 5,76 млрд гривен (около 1,152 млрд долларов) пойдет на компенсацию «Ощадбанку» и 240 млн гривен (48 млн долларов) — на возвращение средств наследникам умерших вкладчиков.

При занесении в реестр вкладчики должны заполнить анкету, в которой определят, должны ли деньги быть перечислены на текущий счет либо на депозит. Выплаты начинаются через три дня после занесения вкладчика в реестр. Было заявлено, что с текущего счета средства можно будет снять в любое время, а по депозитным «Ощадбанк» предложил проценты: по валютным вкладам — 9,5 %, по вкладам в гривне — 13,5 %. Причем каждый из 200 тысяч украинцев­вкладчиков Сбербанка может получить по 200 долларов независимо от суммы, указанной в сберкнижке. А если у владельцев сберкнижки на счету утрачено более 200 долларов, остальные средства они смогут получить позже либо рассчитаться ими за коммунальные долги, учебу детей и прочее. Первый бюджетный транш на компенсации в размере 198,2 млн долларов «Ощадбанк» получил 11 января.

Возникает закономерный вопрос, а откуда, собственно, правительство возьмет деньги? В кабмине пообещали, что часть необходимой суммы в размере 20 млрд гривен (4 млрд долларов) будет получена за счет поступлений от приватизации. В свою очередь, представители оппозиции заявляют, что в госбюджете на 2008 год от приватизации предусмотрено только8 млрд гривен. Оставшиеся 12 млрд нынешний кабинет министров рассчитывает получить от «внеплановых доходов от приватизации». То есть Юля, вероятно, просто вынудит местных олигархов из донецких и днепропетровских кланов выложить эти денежки в качестве компенсации за «слишком легкую приватизацию», а в случае их отказа запустит процесс реприватизации многих заводов, доставшихся «за бесценок». И можно не сомневаться в том, что она решится на такой большевистский шаг. Судьба «Криворожстали», отобранной уместной олигархии и перепроданной индий­скому миллиардеру Лакшми Митталу, — яркий тому пример. И народ Юлю в этом только поддержит. А еще поговаривают, якобы теперь Украина по­требует у России вернуть средства Сбербанка СССР — все 24 млрд долларов, находившихся на 53­х миллионах счетов украинцев. Во всяком случае, уже заявлено, что на предстоящей встрече комиссии Ющенко — Путин «Украина намерена ознакомить российскую сторону с ходом процесса возвращения вкладов, хотя бы для того, чтобы знали!»

Впрочем, обычных граждан источники средств для выплат долга волнуют мало. С 10 января стали поступать сообщения о гигантских очередях в отделения «Ощадбанка» по всей Украине. Народ выстраивался, чтобы внести себя в реестр. Во Львове в одном из отделений произошел сбой компьютеров, из­за этого регистрацию пришлось прервать, что сильно не понравилось вкладчикам. Постоянно вступая в стычки друг с другом, они с криками прорвались в помещение банка и разгромили все, что попало под руку. В Киеве вкладчики разбили голову администратору банка; в Запорожье в очереди умер 68­летний мужчина. Подобные сообщения приходят ежедневно. Сложно себе представить, что может произойти в тех отделениях банка, до которых, предположим, не дойдут деньги. Крайними в данном случае окажутся работники «Ощадбанка», которых можно обвинить в саботаже решений правительства.

Не мог остаться в стороне от данного процесса и Виктор Ющенко. Понимая, что возвращение вкладов может стать едва ли не самым светлым пятном его президентства, глава государства дал понять, что кровно заинтересован в том, чтобы первый транш дошел до вкладчиков за два­три месяца. «Этот первый транш ответственной власти должен поступить ко всем адресатам до последней копейки и как можно быстрее. Кабинет министров и «Ощадбанк» уже должны позаботиться о том, чтобы люди забрали все, что им принадлежит, без хаоса, очередей и давки», — заявил президент. А чтобы Тимошенко не расслаблялась, Ющенко предостерег ее от «самоудовлетворения». «Не стоит уже сегодня цеплять портреты министров на доску почета и ставить трибуны для победных реляций», — считает президент. Вообще, Виктор Ющенко крайне нервно наблюдает за действиями Юлии Тимошенко. Он прекрасно понимает, что для новоявленного премьера кампания по выплате вкладов — это отличный трамплин в борьбе за президентское кресло. «Для достижения своей цели ей надо выполнить всего лишь одно предвыборное обещание, — говорит украинский политолог Александр Волков. — Пока ее не сняли, она должна сделать хотя бы одну выплату, и она национальный герой».

Эксперты же в недоумении. Их удивляет легкость, с которой новое правительство раздает деньги: кроме долгов Сбербанка в наступившем году пенсии обещано увеличить в среднем на четверть, минимальную зарплату — на треть, ассигнования на науку и культуру повышены вдвое… Оппозиционные депутаты уже выступили с предложением уладить несовпадение расходной и доходной части основного государственного документа, переименовав его из бюджета в БЮТжет. Экономисты же прогнозируют, что выполнение правитель­ственных обещаний неминуемо раскрутит маховик инфляции — на 20 % в год и более.

Сергей Бегляк
№13(22176)
25.01.2008

Источник: Газета «Речь»