26 января 2008 года. 08:50

Своя колея

Владимир Высоцкий: актер, певец и больше, чем поэт
25 января исполнилось бы 70 лет Владимиру Высоцкому. Он прожил сорок два с половиной года. Высоцкого не вспоминают — его не забывают. В преддверии памятной даты в Москве прошла церемония вручения премии «Своя колея». «Идея этой премии родилась спонтанно, — вспоминает в одном из интервью сын поэта Никита Высоцкий, — на одном из домашних вечеров, где собрались отметить день рождения отца его друзья, близкие». Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. В Театре на Таганке, который он считал своим, Высоцкий создал незабываемые образы: Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов… Его киногерой Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нель­зя» получился настолько реалистичным, что после показа фильма в адрес МВД еще долго шли письма: «МВД, капитану Жеглову». Даже война у него была своя. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил то, о чем пел. Люди, слушавшие его песни с «криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы­дальнобойщики считали его своим. В каждой его песне была правда жизни. У каждого свой Высоцкий. Сегодня высказываются…

Евгений ГОГОЛИЦЫН, генеральный директор ООО «Пищевик», депутат городской Думы:

— Во времена Шекспира кто правил Англией? Мало кто вспомнит. Высоцкого не забудут, потому что он был совестью поколения. Молодежь того времени много читала, но говорить правду было не просто невыгодно, а и опасно. Времена были такими. Высоцкий смел, говорил в своих песнях о том, о чем мы решались высказываться только на кухнях. Пытался донести правду до каждого из нас. Песни его не выпускались миллионными тиражами, он был под запретом. Мы переписывали его песни еще на бобинные магнитофоны, записи ходили по рукам. Высоцкий жил и пел яростно, безудержно, с упоением. За это я его уважаю. Уважаю за то, что задумывался о своем предназначении, жизни и смерти.

Кирилл КУЗНЕЦОВ, аспирант кафедры литературы ЧГУ:

— Высоцкий из разряда уникальных людей. Но такие люди уникальны не в контексте нашей оценки. Они талантливы, многое сделали, как звезды, которые появились здесь по какой­то причине. Меня интересовал вопрос, почему Высоцкий ушел именно тогда и что было бы, если бы он был сейчас? Думаю, уникальность Высоцкого в том, что он появился тогда, когда это было нужно, и ушел тогда, когда это было нужно. Не потому, что выработал свой ресурс, который кто­то, где­то вне земли, определил. Просто дальше он уже не мог писать, потому что дальше, собственно, писать уже не о чем. Для меня Высоцкий — поэт состояний. Я не дифференцирую его творчество: военная лирика, гражданская, социальная… Для меня это человек, который в каждой песне выражал какое­то состояние, вызывал эмоции. Любая его песня включается в любое состояние: печально, грустно, весело — вне зависимости от того, чему она посвящена. Он проживал несколько жизней. Кстати, отзывом на песни о Великой Отечественной войне, как говорил сам Высоцкий, были нередко обращения людей к нему такого плана: «Мы с вами не воевали на Курской дуге?» Он отвечал, что не воевал, поскольку ему было три года… «Не работали ли вы шофером?.. Не сидели?.. Не ходили в горы?..» Люди обращают внимание на форму стихов, а мне кажется, Высоцкий — не поэт формы, а поэт содержания. Я часто слушаю его песни, когда иду по улицам города. Цепляет то, что Высоцкий вырывает из реальности бытовой в иную сферу, где многое не важно. Завораживают ритмика, уникальность исполнения. Смелый ли человек Высоцкий? Для меня его смелость определяется не тем, что его запрещали, а тем, что в каждой своей песне он распахивался, оголял душу. Когда человек оголяет душу перед другими, это опасно для самого человека. Не в том плане, что над ним будут смеяться или плюнут в душу, а в том, что он выкладывается, а другие проходят мимо, не понимают, неправильно трактуют. Мне кажется, до сих пор Высоцкого не до конца понимают. Запихнули его в шансон — не совсем верно. Принести себя в жертву, раскрыться, что значит быть беззащитным, — в этом смелость. Для меня Высоцкий вне времени.

Михаил ЗУЕВ, директор Центра по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

— Я очень люблю Высоцкого. До сих пор храню виниловые пластинки, которые мы с женой прослушивали еще на совет­ском проигрывателе. Высоцкий близок мне и сейчас, и тогда, как и всей молодежи, по духу, по убеждениям. Пел о жизни и для жизни. Пел настолько достоверно, что каждый считал его своим. Думаю, и альпинисты­спасатели были не исключением. Возьмите любую строчку его песен: «Здесь вам не равнины, здесь климат иной, идут лавины одна за одной…» — они словно впечатываются в сознание, проникают глубоко в душу. Органичны в его песнях, на мой взгляд, и блатная романтика, и патриотизм военных лет, и лирика. Высоцкий воспринимается как свой, как часть народа. Мне кажется, он всегда был и будет современным. И нынешняя молодежь многие группы, еще недавно переживавшие пик популярности, забыла. А Высоцкого знает.

Татьяна Ковачева
№13(22176)
25.01.2008

Источник: Газета «Речь»