11 декабря 2007 года. 09:13

Сдать в утиль

Российский либерализм в своей первой постсоветской редакции в ночь со 2 на 3 декабря рухнул. Окончательно и бесповоротно. Оглушительное политиче­ское поражение СПС с «Яблоком» — это не только полное банкротство «лихих 90­х». Со сцены сходит целое поколение политиков, многие из которых каких­то десять лет назад не только «правили умами», но и реально рулили страной.
Как только стали извест­ны результаты экзит­полл и первые предварительные итоги думских выборов, в штабе СПС воцарился «черный юмор». «Будем теперь бороться с «Яблоком» за преодоление 1­процентного барьера», — мрачно шутили эспээсовские «штабисты» (кстати, и в этой «борьбе» СПС проиграл). Это был полновесный нокаут. Особенно болезненный после весенней эйфории, когда «правые» относительно удачно выступили на региональных выборах, сумев создать свои фракции едва ли не в десятке региональных парламентов. «Пир» этот оказался в преддверии «чумы». Лидеры СПС, уверовав в действенность своих весенних избирательных технологий (о них чуть позже), воспарили яко орлы и заговорили о прохождении в пятую Госдуму как о вопросе почти решенном. И в результате совершили все мыслимые и немыслимые ошибки.

Главная из них — СПС пошел на думские выборы с левопопулистской идеологией. Да, весной эта тактика принесла успех. Завербованный накануне той кампании в руководители партийного штаба Антон Баков, стяжавший славу опытного и абсолютно беспринципного политтехнолога, безо всякого стеснения двинул «праволиберальный» СПС на чужую электоральную «поляну» — и пошла «охота» на пенсионеров с бюджетниками. Да такая, что у коммунистов с «эсерами» глаза на лоб полезли: ну ладно мы «окучиваем» социально незащищенных, а эти­то куда?! Чего только не наобещал СПС этой весной: и пенсии с зарплатами в разы увеличить, и малый бизнес облагодетельствовать, и «капитализм достроить». Сердца части электората дрогнули, а эспээсовские лидеры и уверовали в действенность нового, «левого правого» курса. Так почему же осенью он с таким треском провалился?

Причина первая. Погнавшись за популистской «синицей» в небе, СПС породил недоверие и даже отвращение к себе у своего испытанного избирателя, который несколько лет прощал партии многие ошибки, лишь бы она оставалась «правой» и «либеральной». Жестче всех это отвращение сформулировал в открытом послевыборном письме к своим лидерам член Федерального политсовета СПС, думский экс­депутат Григорий Томчин: «…партия людей успеха не может быть в жесткой оппозиции. А мы с вами всегда позиционируем себя как партия успешных людей. И, потеряв этот электорат (у нас другого не осталось), быстро набрать популистский электорат нельзя. Нельзя быть «Яблоком» второго сорта, нельзя быть коммунистами второго сорта».

Вторая «трагическая ошибка» СПС в нынешнюю кампанию — уже упомянутый Томчиным переход в жесткую оппозицию действующей власти. Помните серию роликов, где Немцов с Белых обличают Кремль и лично Путина? А незадолго до выборов лидеры «правых» и вовсе пошли ва­банк, приняв участие вместе с «отмороженными» оппозиционерами из «Другой России» в московском и питерском «Маршах несогласных». «Ну как может объявлять войну Путину партия, 90 % избирателей которой поддерживают действующего президента?» — недоумевал тогда известный политолог Вячеслав Никонов. Хотя, скорее всего, это уже был жест отчаяния: поняв, что почти нулевой рейтинг партии стоит как вкопанный, Нем­цов с Белых вознамерились поднять его за счет открытого «диссидентства». И потеряли все. Как показывают послевыборные опросы, именно «баталия» с президентом окончательно отвратила от СПС многих его потенциальных избирателей. Ну и сам Путин в долгу не остался. «Правые» почти открытым текстом были заклеймены им как «враги и предатели», по СПС ударили из самых мощных медийных «пушек».

«Яблоко», вторую «ветеранскую» российскую либеральную партию, в эту кампанию вообще не было видно­слышно. Григорий Явлинский давно живет в каком­то параллельном политическом мире, в котором ему, видимо, хорошо и уютно. Вот, даже «заклятых друзей» из СПС 2 декабря одолели: 1,59 % против 0,97 %. А ведь кто­то накануне уговаривал его, Григория Алексеевича, объединяться с партией Чубайса… На носу очередные такие уговоры — выставить единого либерального кандидата на предстоящих президентских выборах. Вероятно, с тем же успехом. Отчасти Явлинский прав: «Яблоко» — скорее интеллигентская социал­демократическая партия. Общего у него с СПС разве что декларируемая привязанность к западным «демократическим ценностям». Правда и то, что, если свершится невероятное и наши либералы договорятся, их общий процент голосов на сегодня таков, что это объединение может стать для обеих партий «братской могилой».

Правда, «могила» уже практически «выкопана». Слово главному редактору «Московских новостей», видному российскому политологу Виталию Третьякову: «Конечно, либеральная идея продолжает существовать в головах разнообразных ее носителей… Но сама либеральная партия сегодня мертва. И виноваты в этом только и исключительно сами русские либералы, большинство из которых являются таковыми только по самоназванию… Будем надеяться, что русский либерализм все­таки возродится — с новыми лицами и на новой, не антигосударственной, основе. Ибо он, конечно, нам нужен».

Сергей Комлев
№235(22150)
11.12.2007

Источник: Газета «Речь»