10 декабря 2007 года. 07:44

Пока на запасном пути…

Герой сегодняшнего очерка — самая оппозиционная и самая многочисленная после «Единой России» политическая сила — Компартия Российской Федерации. КПРФ сочла итоги выборов 2 декабря «нечестными» и взяла тайм­аут на раздумье: оспаривать ли их результаты или даже бойкотировать новую Госдуму? Скорее всего, будет так: результаты коммунисты, с нулевыми шансами на успех, оспорят, а в парламент — пойдут. Тем более что ну какая Дума без них, без коммунистов.
По завершении президентской кампании 1996 года, когда лидер КПРФ Геннадий Зюганов проиграл Борису Ельцину лишь во втором туре, в политбомонде ходили упорные слухи: мол, не дожидаясь оглашения предварительных результатов выборов, Геннадий Андреевич позвонил горячо «любимому» им Борису Николаевичу и поздравил с победой. Мол, так ему не хотелось становиться президентом. Быль это или анекдот, но суть схвачена верно: несмотря на заклинания­обещания ее лидеров «если мы придем к власти, то…», КПРФ очень комфортно чувствует себя в роли оппозиции. И чем дальше «в капитализм» — тем комфортнее. Ибо лишь человек с очень богатым воображением может себе представить, как коммунисты, получи они реальную власть, будут выполнять такие свои, совсем свежие, предвыборные обещания, как: поднять минимальную зарплату до 10 тысяч рублей, а пенсии в 3 — 5 раз или национализировать всю крупную промышленность. Спору нет, для подогрева оппозиционного «градуса» эти лозунги сгодятся, но и только. Между тем вполне вероятно, что по итогам следующих думских выборов партия может потерять и этот статус — «вечно второй». Потому что время работает не на КПРФ.

«Активная социальная политика, проводимая нынешним президентом и «Единой Россией», постепенно сокращает электоральную базу КПРФ, поскольку все меньше становится недовольных жизнью», — убежден известный вологодский политолог Андрей Патралов. Обостренное внимание региональной власти к социальным проблемам плюс относительная зажиточность населения — в этом причина и последовательного «антикоммунизма» вологодских избирателей. Напомним, что в том же далеком 96­м Зюганов проиграл Ельцину на Вологодчине с треском. И все последующие выборы КПРФ в нашей области исправно получала процент меньше среднероссийского. Вот самые свежие думские итоги: Россия — 11,6 %, Вологодская область — 9,3 %, Череповец — 9,03 %. Сколько бы ни заявляли Зюганов и К° о приливе в КПРФ «свежей крови», компартия по­прежнему — своего рода клуб «одиноких сердец», людей в основном пенсионного или предпенсионного возраста, которым бедно и неуютно в набирающем «вес» российском капитализме. Их жизненное кредо — «назад в прошлое». В мифологизированный донельзя СССР, где им жилось хорошо и просто. Но чем дальше от СССР, тем, по естественным причинам, таких людей будет все меньше и меньше.

Значит ли это, что КПРФ обречена? И да, и нет. Да — потому что нынешняя «железобетонная» коммунистическая идеология (марксизм­ленинизм­сталинизм), существующая в параллельном реальному мире, малопривлекательна для «поколения пепси». Нет — по той причине, что Россия — традиционно «левая» страна, да и остальной мир, особенно «третий», вновь стремительно «левеет».

Выход, казалось бы, простой и не раз предлагавшийся Зюганову со товарищи: переформатировать компартию в социал­демократическую европейского образца. Но с этим не так все гладко. Во­первых, Геннадий Андреевич прекрасно помнит пословицу про синицу в руке и журавля в небе. Ортодоксальный электорат КПРФ не простит своим «вождям» такого ревизионизма. Во­вторых, социал­демократическое «поле» усиленно «вспахивается» другими российскими политиками. Самый свежий пример — «Справедливая Россия» Сергея Миронова. Правда, сразу после нынешних выборов Миронов выразил горячее желание немедленно объединиться с КПРФ. Но вряд ли этот порыв к «единству» будет взаимным. Вопрос ведь не только в том, на каких условиях объединяться — «Миронов под Зюганова или Зюганов под Миронова». Сегодняшние капээрэфные руководители по сути — никакие не социал­демократы. Они в массе своей — вторые и третьи секретари райкомов КПСС, искренне чтят Ленина. Искренне верят в то, что «кошмарный капиталистический сон» рано или поздно развеется и «контрреволюция» будет «подавлена» самим ходом вещей. Ну и сам Миронов — тот еще персонаж. Нет уж, тише едешь…

Приехать однако ж долгие годы простаивающий на «запасном пути» коммунистический «бронепоезд» может к «станции» — непопадание в следующую Думу. «Так уже случилось с «Яблоком», которое из­за упорства его лидера законсервировалось само в себе, совершенно не желая реформироваться. Может случиться и с КПРФ», — считает Андрей Патралов. Дилемма перед коммунистическими боссами и вправду непростая. Да, КПРФ по праву называют партией с самой четкой и внятной идеологией (хоть и жутковата порой эта идеология, где Сталин — не инициатор «большого террора», а «великий генералиссимус» и «строитель Днепрогэс»). Да, коммунисты подобно своим большевистским пращурам научились блистательно проводить предвыборные кампании «малой кровью» — без больших затрат, без доступа к телеэфиру и крупным СМИ. Но посмотрите, дорогие товарищи, какой век на дворе. Идеологии сегодня мало кого интересуют. Всем правят реклама и пиар. «Пипл хавает» ( любимое выражение циников от пиара) в первую очередь то, что красиво и модно упаковано.

Хотя… А может, так неромантично выглядящие «романтики» из КПРФ вправду верят, что и это «наваждение» исчезнет само по себе, стоит только людям заново перечитать Маркса с Лениным?..

Сергей КОМЛЕВ



[8]

Какие знания пригодятся на рынке труда
№234(22149)
10.12.2007

Источник: Газета «Речь»