10 декабря 2007 года. 07:44

Первая неряженая народница

В Череповце Жанна Бичевская бичевала убийц Есенина и пела застольные песни
«Я вообще никогда не пела романсов», — заявила королева русского фолк­рока Жанна Бичевская, шагнув на сцену Дворца металлургов. Более чем странное заявление для певицы, программа которой трижды повторяет название неисполняемого жанра: «Романсы. Романсы. Романсы». Несколько классических романсовых композиций Жанна Бичевская все же припомнила — зал помог. «Какие же вы северяне, когда так живо реагируете. Вы чистые южане!» — в виде комплимента бросила публике исполнительница и, признав своих, запела, плюнув на намеченный репертуар, казачьи песни.

Первую гитару Жанне подарили в 17 лет, породив неизлечимое, пожизненное заболевание инструментом. До второй дареной шестиструнки, да не простой, а «Золотой гитары Сан­Ремо» за вклад в мировое искусство, надо было прожить тяжелых тридцать лет. Любимому инструменту Бичевская ни изменяла никогда — каких только жанров не положила она за эти годы на гитарный перебор. А те, которые ложиться не соглашались, бросались под каток аранжировки и тоже загонялись на гриф. Ну песни Булата Окуджавы — куда ни шло, они на гитаре и рождались. С народной музыкой, белогвардейским и казачьим репертуаром, православными песнопениями выходило сложнее. Тем не менее на отечественной сцене Жанна Бичевская первая неряженая народница. Оставив оканье и широкую цветастую юбку с кокошником коллективам самодеятельности, перед зрителями представала в черном платье и с неизменной гитарой в руках. Странное дело, но зрителю это нравилось: в 70­е и 80­е годы популярность Жанны Бичевской вышла за пределы СССР. В Европе она восемь дней подряд собирает аншлаги в самом крупном зале континента, парижской «Олимпии».

Но это когда было. Дворца металлургов нынешняя Бичевская собрать не смогла — с трудом половину. Прошлый приезд завзятой патриотки, хотя и случился давненько, из памяти свидетелей не выветрился до сих пор. Речи, с которыми Бичевская обращалась тогда к зрителям, отдавали призывами к мобилизации. Концерт превратился в сходку с одним­единственным вопросом на повестке дня: даешь особые права русскому большинству! При этом национальности в кассах у приобретающих билет не спрашивали. Записанные кем­то на диктофон, эти пленки ходили по рукам еще несколько месяцев после отъезда Бичевской восвояси.

На сей раз Жанна Бичевская подобных выступлений себе не позволила. Почти весь «ура­патриотический» репертуар был заменен застольной классикой, что зрителей только обрадовало, — «По диким степям Забайкалья», «Ой, да не вечер, да не вечер», «Любо, братцы, любо» и др. Во время исполнения последней эхом отзывались череповецкие казаки, пришедшие на концерт Бичевской, будто на смотр — при полном параде. Надо сказать, голос у артистки ничуть не изменился — сильный, твердый, очень гибкий и артистичный. И это при том, что исполнительница была, так сказать, пребывала на больничном. «Прошу прощения, я после воспаления легких к вам приехала. Могу закашляться», — извинялась Бичевская. Кашель прорвался лишь однажды.

Как все последние годы, певица приехала с мужем Геннадием Пономаревым. Живут супруги почти по «Домострою». В их семье муж жене не только власть и судья, но и композитор, поэт и аккомпаниатор. Несколько его песен верная супруга исполнила; одна из них, под названием «Святым царским мученикам», весьма популярна среди верующих и, по словам самой Бичевской, во многом подвигла церковь на канонизацию семьи Романовых. Перечисляя под печальную мелодию имена невинно убиенных, Жанна Владимировна, хотя и с трудом, но удержалась от того, дабы заклеймить проклятием виновных. Вспоминая, опять­таки песней, о затонувшей подлодке «Курск», снова промолчала. Но печальная судьба Сергея Есенина, чьи стихи пропела Бичевская, без комментариев исполнительницы не осталась. «Самого русского поэта, самого народного, злодейски убили…» — начала было она старую песню, но, взглянув на мужа, остановилась. Пришлось взять небольшую паузу, отдышаться и унять эмоции перед игривым романсом «Не уезжай ты, мой голубчик».


№234(22149)
10.12.2007

Источник: Газета «Речь»