4 декабря 2007 года. 05:55

Декабрьская арифметика

Результаты думских выборов дали обильную пищу для социологов. Для детального анализа необходимо время. Мы же сегодня попытаемся по горячим следам прояснить несколько пунктов, бросающихся в глаза даже не особо искушенным в политологии и социологии людям.
Самый поразительный результат, который принесло 2 декабря, — это беспрецедентно высокая явка избирателей. На Вологодчине она оказалось даже чуть выше, чем в среднем по России, — 64,46 % против 63%. «В последний раз такие высокие показатели явки избирателей на выборы были зафиксированы в 1999 году, когда выбирали губернатора Вологодской области. На тех выборах своим правом голоса воспользовалось порядка 70 % вологжан, а на некоторых участках явка доходила до 85 — 87 %», — вспоминает председатель облизбиркома Людмила Антонова.

Еще удивительнее эта массовая активность вологодских избирателей на фоне индифферентности, проявленной каких­то девять месяцев назад, когда 14 марта проходили выборы в областной парламент, а также мэра Череповца и депутатов городской Думы. Тогда, напомним, к урнам для голосования пришло немногим более трети имеющих права голоса. Трудно сегодня сказать, что больше повлияло на «пробуждение» вологодского электората: призыв ли президента и губернатора обязательно прийти на выборы; переформатированная ли «повестка дня» — «за» или «против» Путина; дополнительный ли «бонус» в виде городского праздника, как в Череповце? По­видимому, все эти факторы вместе. Но факт остается фактом: наши избиратели (череповецкие в особенности) опровергли начавший складываться стереотип — мол, электорат окончательно деполитизировался и ничто его кроме личных проблем не интересует.

Вторая сенсация этих выборов — высочайший результат партии­победительницы. Вспомним, что на тех же региональных мартовских выборах «Единая Россия» получила 43 %. Причем «медведям» тогда изрядно потрепали нервы только что созданные «эсеры», в Вологде и вовсе показавшие почти такой же результат, как у ЕР. За счет чего вологодским единороссам удалось мобилизовать своего избирателя и прибавить почти 20 % к мартовскому результату?

Безусловно, на руку единороссам сыграла высокая явка: наконец­то пришел на выборы средний класс, проигнорировавший весеннюю кампанию. Это был своего рода «запасный полк» ЕР.

И конечно же, «фактор Путина». «По нашим оценкам, решение президента возглавить список «Единой России» и его участие в предвыборной кампании прибавили партии 5 — 10 %, — сказала «Речи» череповецкий социолог Альбина Мехова. — Когда Путин только принял решение возглавить список ЕР, избиратели были поначалу в некоторой растерянности: как это так, президент всегда был вне партий. И тогда мы зафиксировали рост рейтинга всего в 5 %. Но после того как Владимир Владимирович подробно разъяснил мотивы своего решения, этот показатель подрос до 9 — 10 %».

Результаты голосования на Вологодчине в целом соответствуют общероссийским. Разве что аграрии у нас набрали 5,4 % (по стране — 2,3 %). Но так было на всех думских и региональных выборах. И процент ЛДПР в области — тоже выше среднего: 10,99 % против 8,2 % по стране. В Череповце жириновцы и вовсе получили 12,5 %. «В Череповце у ЛДПР поддерж­ка всегда была чуть выше, чем по России, — говорит Альбина Мехова. — Чем это объяснить? ЛДПР в массовом сознании — это такая «мужская», «брутальная» партия. В Череповце такой образ пользуется популярностью. И второй момент: впервые выборы в Госдуму проходили без графы «против всех». А ЛДПР позиционирует себя как «протестная» партия. И Жириновский, как всегда, провел очень яркую избирательную кампанию».

Вряд ли прошедшие выборы могут записать себе в актив коммунисты, не перевалившие на Вологодчине и за 10 %. То же самое можно сказать и о «Справедливой России». Любопытно, что и в декабре «мироновцев» больше приветил избиратель Вологды (10,13 %), нежели череповецкий (8,38 %). А вот «медведи» в нашем городе набрали почти на 5 % больше (59,99 %), нежели в областном центре (54,31 %). Учитывая, что процент, полученный КПРФ в Вологде, тоже выше череповецкого (11,27 % и 9,03 % соответственно), можно сделать вывод, что областная столица, как и раньше, чуть «левее» столицы промышленной.

Сергей Комлев
№230(22145)
04.12.2007

Источник: Газета «Речь»