27 ноября 2007 года. 09:20

Вдоль по Ягорбе

Памятники археологии и палеонтологии на берегах Ягорбы требуют изучения. Помеха — трехметровый слой земли
Столетие обнаружения стоянки древнего человека на берегу Ягорбы, одного из старейших поселений на Русском Севере, празднует в этом году весь ученый мир. Лежащие под Череповцом кости и прочие артефакты, способные существенно помочь прояснению во­прос, кем были наши предки, а также какие животные бродили по территории нынешнего города, пережили каменный и железный века. Наводнения и бури. А реконструкцию Ягорбского моста и строительство четырехполосной дороги между ним и мостом Октябрьским (работы начнутся уже в следующем году) вряд ли переживут.

Несколько дней назад об этом говорили череповецкие (и не только) археологи, палеонтологи и студенты­историк, собравшиеся в Музее природы на Ягорбские чтения. Резолюция собрания: ученые ничуть не против дорог, путепроводных развязок и мостов, но считают, что прежде чем строить новое, надо хорошенько исследовать старое. На все про все у археологов пять лет — так им сказали в мэрии, где приняли вышеуказанную информацию к сведению.

«Всякий уважающий себя археолог знает о существовании Ягорбской стоянки, она нанесена на все карты», — с этих слов начала свое выступление археолог и преподаватель ЧГУ Наталья Косорукова. Ученый­т знает, между тем среди неспециалистов весьма мало посвященных. В чем, по мнению специалиста по охране памятников ЧерМО Татьяны Посоховой, есть и доля вины музейщиков: недостаточно рассказывали и доказывали ценность находок и предметов, пока не найденных.

В 1907 году стоянку древнего человека эпохи неолита (3 — 5 тыс. лет до нашей эры) в Череповце нашли случайно. Наткнулись, работая по предписанию городского головы Ивана Милютина над сооружением местной гавани. Кости древних людей, а также орудия их труда и быта были обнаружены на глубине около трех метров. Тогда работы приостановили, кости собрали и доставили в музей. К сожалению, очень скоро место, где были обнаружены останки древних людей и животных, затопили воды той же Ягорбы, примерно в том месте, где она впадает в Шексну. Ведь строители как раз и были заняты спрямлением Ягорбы — извилистость реки мешала судоходству. До этого Ягорба доходила аж до нынешнего стадиона «Строитель». Кстати, там в послереволюционные годы местными краеведами был обнаружен древнейший могильник. Раскопать его толком не получилось до сих пор. Историки уверены: приди сюда асфальт и бетон — могильник, в котором скрыто множество загадок и сенсаций, замуруют навечно.

А тогда, в начале века, дальнейшее изучение было приостановлено из­з отсутствия в городе специалистов. Одним из первых профессиональных археологов, попавших в наше захолустье, был Александр Брюсов, брат знаменитого поэта Серебряного века. После посещения Череповца Александр Яковлевич опубликовал монографию с описанием Ягорбской стоянки. Опираясь на имеющиеся материалы, он высказал гипотезу, что в наши края во времена оны приходили переселенцы с Урала. Помимо человеческих останков, на берегах Ягорбы были обнаружены скелеты и фрагменты костей древнейших животных. Как пел Бумбараш в известном фильме: «Как же коням быть, кони хочут пить». Как следует из находок, помимо дикой лошади пить из наших рек в незапамятные времена хотели овцебыки, мамонты, пещерные медведи, олени, лоси, бобры и многие другие звери позднего плейстоцена и голоцена (около 15 тыс. лет назад). Иногда реки выходили из берегов и навсегда погребали «водохлебов» на своих берегах.

Взрыв исследований, археологических и палеонтологических, произошел в середине прошлого века с приездом в Череповец выпускника ленинградского вуза Александра Башенькина. В городе появились толковые специалисты. По словам заведующего Музеем археологии Александра Кудряшова, которому довелось работать вместе с Башенькиным, совместными усилиями удалось отыскать около шестидесяти археологических памятников. Почти сорок из них расположены на берегу Ягорбы, на промежутке от Северного моста до Колманского озера. В исторической части Череповца этих памятников — 17, на территории от Ягорбского моста до Октябрьского — 8. «Они расположены цепочкой на расстоянии в 200 — 300 метров друг от друга. Между ними пространство, но это не значит, что там ничего нет. Просто эти фрагменты недоступны археологам, потому что там стоят жилые дома или другие строения», — рассказывает Александр Кудряшов. Как специалист по средневековью, о нем и говорил. Оказывается, и в смысле останков не столь древних людей и предметов их быта — тысячелетней давности — Череповец настоящий кладезь. А следовательно, его история не ограничивается двухэтажными домиками Воскресенского проспекта, выстроенными 150 лет назад. Средневековый Череповец лежит под землей, его нужно раскапывать, как Трою или Помпеи. Скажем, известно, что примерно в X — XI веках на территории, ныне занимаемой первой горбольницей и заводом «Красная звезда», находился огромный по древнерусским меркам торговый посад или даже город площадью порядка 6 — 7 гектаров. Впрочем, жили здесь не только торгаши. В этих местах были найдены серебряная шпора, выдававшая в хозяине принадлежность к касте военных, и единственное обнаруженное в Череповце писало — грамотные, стало быть, тоже имелись. «Я вас уверяю, совсем немного городов могут похвастаться, что ведут историю с X века», — заявляет Кудряшов. По его словам, в конце 80­ годов XX века городские власти услышали историков и придали исторической части города статус охранной зоны, любое строительство в которой должно быть согласовано с археологом. Но страна рухнула, надзорные органы либо переименовали, либо упразднили. Прежние постановления сдали в архив и забыли. С тех пор на научные сокровища Череповца надвигается зверь куда страшнее, чем мамонт или медведь, — коттедж. «Люди не понимают, что лежащее глубоко в земле иногда нужно охранять еще более тщательно, чем то, что стоит на поверхности», — сетует Александр Кудряшов.

Сергей Виноградов
№225(22140)
27.11.2007

Источник: Газета «Речь»