15 ноября 2007 года. 09:37

Миссия выполнима

Арт­галере Евгения Калачева со дня на день отметит полтора года со дня рождения. И хотя дату сию к юбилейным никак не пришьешь, кое­каки итоги нового для Череповца опыта подвести можно. Сегодня сразу три выставки теснятся в двух залах галереи, посетители не то чтобы валом валят, но заходят, и очень часто. Разнообразных арт­плано у единственного в городе всамделишного галерейщика Калачева и его команды громадье. Лишь об одном «экспонате» можно сказать с уверенностью: его в галерее не выставят. Дощечку с указанием стоимости входного билета.
Поначалу она была, и дощечка, и стоимость. Десять рублей просили за вход. «Вроде бы ерунда, не сумма, один раз на автобусе проехать, а людей останавливала. По­стоя, поглазеют через окна и уходят», — вспоминает обстоятельства, приведшие к отказу от взимания платы, менеджер галереи Наталья Курицына. Этот шаг немедленно принес плоды. Возможность сэкономить десятку сделала галерею куда более привлекательной. Не имей сто рублей, а имей десять посетителей.

Во время экскурсии, проводимой персонально для корреспондента «Речи», в зал ввалился мужчина, принесший с собой немного морозца и запах машинного масла. «Автосервис здесь? — пробасил он. — Не здесь? Вижу. А меня сюда послали. Картинки какие у вас висят, я погляжу?» Несмотря на гигантскую вывеску, которая развернулась во всю Архангельскую и чья красочность бьет по глазам, арт­галере в городе знают мало. В первые месяцы работы и во­вс основную публику составляли те, кто ошибся дверью — подобно вышеописанному искателю автосервиса. Зайдут, удивятся, заинтересуются. Сейчас работники галереи задумываются о покупке нового журнала отзывов. В старом со дня на день чистых страниц не останется. «Клиентура» уже наработана. Состоит она преимущественно из трех категорий. Первая — художники и прочие творческие люди, которые приходят сюда других посмотреть и себя показать. Вторая — ребята из детдомов и реабилитационных центров, которые приходят в галерею массово и организованно. И наконец, пенсионеры. Намаявшись в одиночестве, приходят встретиться с искусством. Здесь с ними поговорят, расскажут, покажут и ни копейки не возьмут. Бывают, впрочем, и иногородние посетители, и даже иностранцы — приходят группами и по отдельности. Арт­галере заняла свое место среди городских достопримечательностей. Несмотря на то, что частная.

Теперь о выставках. Лидер по привлечению внимания разновозрастной публики — экспозиция «Живая старина». Состоит из изделий русских народных промыслов, привезенных Евгением Калачевым из многочисленных поездок по стране, а также произведений череповецких мастеров. «К нам однажды пришла женщина, ходила, смотрела, а потом попросила книгу отзывов. Глядим — плачет. Написала: «Будто побывала у бабушки в Белозерском крае». Наглядевшись и навспоминавшись, несут люди из дома старорусские прялки и веретена, оставляют деревянную посуду: «Вам нужнее». А иногда и волосы оставляют, вырванные с досады: «Черт, у меня на чердаке такая люлька резная валялась колоритная, а я ее в печке сжег». Две другие выставки — живописные. Одна — персональная выставка Евгения Калачева, художника и фотохудожника. Другая — сборная, носит название «Картины, которые мечтают стать вашими». Молодые и маститые художники получили возможность выставиться и заявить о себе. И в этом сам хозяин галереи Евгений Калачев видит ее миссию. Наталья Курицына вспоминает: когда поступала на работу в арт­галере, на собеседовании ее первым делом спросили не об опыте работы и желаемой зарплате, а в чем видит свою миссию на земле?

Для некоторых художников участие в арт­галерейски вернисажах уже стало путевкой в большое искусство. Каждый второй автор, вывесивший свои произведения на эти стены, либо молодой и начинающий, либо пожилой и списанный со счетов. Манит их галерея на Архангельской, потому что знают: здесь им не откажут, не оглушат искусствоведческим щелканьем языка. Говорят, здесь тепло. И это не комплимент системе отопления.

Сергей Виноградов
№217(22132)
15.11.2007

Источник: Газета «Речь»