9 ноября 2007 года. 12:55

«Северный поток» увлек голландцев: «Газпром» нашел новых союзников в Старом Свете

Во вторник в Кремле прошли переговоры между президентом России Владимиром Путиным и премьер­министро Нидерландов Яном Петером Балкененде, в ходе которых было подписано соглашение между «Газпромом» и голландской компанией Gasunie.
Оно позволит «Газпрому» стать совладельцем одной из европейских трубопроводных систем. Взамен голландцы получили долю в строящемся Северо­Европейско газопроводе, который на Западе называют Nord Stream, то есть «Северный поток». Эта сделка означает для «Газпрома» преодоление блокады со стороны европейских государств. Тем более что произошла она после возмутительного демарша Эстонии, которая направила в Еврокомиссию и в правительства стран Балтийского региона письма с призывом создать единый евроатлантический фронт против строительства по дну Балтийского моря газопропровода Nord Stream.

Напомним, газопровод «Северный поток» — это принципиально новый маршрут экспорта российского газа в Европу. Для соединения «Северного потока» с Единой системой газоснабжения России строится новый газопровод Грязовец — Выборг (917 км), который идет по территории Вологодской и Ленин­градско областей. Первый стык газопровода Грязовец — Выборг сварен 9 декабря 2005 года в вологодских лесах под Бабаевом. В «Газпроме» заявляют, что работы на этом участке ведутся по графику. Морской участок газопровода (1198 км) пройдет по дну Балтийского моря до пункта Грайфсвальд на побережье Германии с возможным отводом в Швецию. Далее газопровод пройдет через территорию Германии и Нидерландов до пункта Бэктон в Великобритании.

Партнерами «Газпрома» в проекте «Северный поток» до сих пор являлись немецкие компании BASF AG и E. ON AG, с которыми 8 сентября 2005 года было подписано соглашение о создании совместного германо­российског предприятия Nord Stream AG, в капитале которого «Газпрому» принадлежит 51 %, а компаниям BASF AG и E. ON AG — по 24,5 %. Теперь к ним присоединилась голландская газотранспортная компания Gasunie. Она получит 9 % акций, российская — возможность приобрести также 9 % акций трубопроводной компании BBL, которая поставляет газ из Нидерландов в Великобританию. Примечательно, что при этом контрольный пакет в 51 % акций Северо­Европейског газопровода «Газпром» сохранит за собой, а голландской компании достанутся по 4,5 % акций немецких участников проекта — компаний BASF и E.ON, чьи доли уменьшатся с 24,5 до 20 %. Руководитель «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что возможность такого соглашения была предусмотрена в проекте изначально и что участие Gasunie благодаря газотранспортным мощностям этой компании позволит оптимизировать поставки российского газа из России в Европу. А глава Gasunie Марсель Крамер отметил важность соглашения в связи с тем, что «спрос на газ в Европе стабилен, а добыча снижается».

Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что строительство подводной части газопровода «Северный поток» планируется провести за один сезон. Однако по его словам, главная проблема состоит в согласовании проекта. Труба пройдет в экономических водах Финляндии, Швеции, Дании и Германии. И с каждой из этих стран все это время велись и ведутся непростые переговоры — как и где прокладывать. В Балтике много захоронений боеприпасов еще со времен Второй мировой войны, а кроме того, каждая из транзитных стран хочет получить максимум преференций для себя. Скандинавы, к примеру, одно время предлагали сделать даже ответвление от трубы к себе, чтобы получать часть российского газа.

Nord Stream хотел изначально проложить трубу не по финским, а по эстонским водам — так короче, да и дно лучше. Однако памятный всем скандал вокруг памятника Воину­освободител в Таллине вдруг резко изменил настроения в эстонском правительстве. Эстонцы отказались даже принять председателя совета директоров Nord Stream и бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера. Сейчас, впрочем, переговоры с Эстонией продолжаются. По оценке эстонского эксперта по безопасности Эрика Кросса, следует провести с Россией переговоры в отношении прокладки Nord Stream, а не отказываться от общения на эту тему. «Отказ от проведения переговоров является близоруким шагом», — убежден Кросс. Он также отметил, что в настоящее время Эстония находится в положении, в котором не может ставить каких­либ условий. «Я придерживаюсь той позиции, что если этот трубо­прово нам не нравится, однако он все равно будет проложен, то разумнее пойти на переговоры и попытаться извлечь из этого выгоду», — пояснил эксперт. Кросс отметил, что Северное море опутано газопроводами, как паутиной, но взрывов в море не было, чего нельзя сказать о наземных газопроводах.

А советник МИД Финляндии Матти Анттонен считает необо­снованным утверждения о наличии риска для безопасности, которые, предположительно, создаст газопровод Nord Stream. «У России покупают газ достаточно крупные страны ЕС и НАТО. Трудно сказать, что тут для Финляндии возникает какой­т фактор опасности», — отметил он.

Непросто продвигаются переговоры и со Швецией — труба должна пройти вблизи от швед­ског острова Готланд. А в шведском парламенте не утихают споры, нужно ли вообще разрешать всякое строительство в ее водах — боятся русских разведывательных систем.

В игру за наш газ вступила даже Польша. Поляки неожиданно заявили, что южные прибрежные воды датского острова Борнхольм — их территория. Начиная с 1970 года молчали, а тут вдруг очень понадобилось. Теперь судятся. Чтобы не ставить под угрозу срыва проект, Nord Stream решил, что труба обогнет Борнхольм не с юга, а с севера — по территориальным водам Дании. В самой компании­оператор даже рады. Говорят, убили двух зайцев, проплывавших по неспокойным водам Балтийского моря. Во­первы, устранились от юридических коллизий, которые могли затянуться на годы. А во­вторы, труба теперь пройдет вдали от захоронений немецких мин.

Однако в целом, как сообщил технический директор Nord Stream Сергей Сердюков, из­з затянувшегося согласования проекта в странах Балтийского региона начало прокладки газопровода переносится с 2008 года на июль 2009 года. В декабре состоится встреча акционеров, на которой может быть пересмотрена и дата начала поставок. Впрочем, компания намерена передвинуть ее не более чем на два месяца — с 30 сентября на 30 ноября 2010 года. Ускорить строитель­ств трубопровода планируется, как пояснил Сердюков, за счет использования дополнительного второго судна­трубоукладчик, а также сокращения сроков пусконаладочных работ. Кроме того, в компании рассчитывают побудить балтийские страны ускорить процесс согласования.

Экологические требования государств ЕС по прокладке морского трубопровода — вещь, разумеется, важная, но понятно, что истинные причины сопротивления кроются в экономике. Прибалтийские государства очень бы хотели получать наш газ из Nord Stream и поэтому предлагают проложить его по суше. А Польша неизбежно потеряет часть транзитных доходов, когда будет построен альтернативный маршрут по дну Балтики. Конечно, действующий трубопровод Ямал — Европа, который сейчас пролегает через Белоруссию и Польшу, ни­кт закрывать не собирается. Но Nord Stream — все же конкурент. Первую нитку газопровода мощностью 27,5 млрд кубометров в год планируется запустить уже в 2010 году. Предусматривается строительство и второй нитки газопровода, увеличивающей его пропускную способность до 55 млрд кубометров в год. Таким образом, с помощью этого проекта должны быть закрыты до четверти всех дополнительных потребностей Европы в газе. Ведь если в 2005 году страны ЕС сожгли 336 млрд кубометров этого топлива, то через десятилетие им понадобится уже 536 млрд кубов.

В этой ситуации подключение голландской Gazunie к проекту Nord Stream — это весомый плюс для «Северного потока», имеющего явных противников (Польша и Эстония) и сомневающихся (Швеция) среди членов ЕС. Сделка вряд ли заставит оппонентов, которые небезосновательно считают, что их территории сознательно обходят при транспортировке российского газа, сдаться. Однако увеличит число европейцев, кровно заинтересованных в успешной реализации «Северного потока». Помимо Германии таковыми являются Дания, Франция и потенциально Великобритания (получает газ из трубы), а также Нидерланды (транзитные функции) и Финляндия (рассчитывает на мощности по подготовке трубы к укладке на дно). Кроме того, тендер на укладку трубопровода выиграла британская «дочка» итальянского концерна Eni — Saipem. По мнению экспертов, голландская Gazunie, как минимум, разделит риски «Газпрома» при строительстве «Северного потока», а как максимум — разделит финансовую нагрузку. В свою очередь, в обмен на доступ к «Северному потоку» голландцы передали российскому газовому концерну право на получение 9 % акций магистрального газопровода BBL. Этот газопровод, соединяющий материковую Европу с Великобританией, пущен в строй в конце 2006 года, и на сегодня успешно работает.

Сергей Бегляк
№213(22128)
09.11.2007

Источник: Газета «Речь»