6 ноября 2007 года. 18:55

Красивейшее здание города

Таковым объявили Камерный театр и открыли трижды за два дня
Однажды лет двадцать назад в Череповце, на Советском проспекте, появились два гражданина. Один из прогуливающихся пребывал в должности заместителя директора металлургического завода, второй работал в местном райкоме партии. Приятели мечтали. «Вот бы… — сказал первый, проходя мимо райкомовской штаб­квартиры, — …отдать это здание городскому музею». Вздохнули. «А это… — снова прервал он молчание, перейдя через дорогу, — …отремонтировать, и театр здесь сделать». Шли годы, собеседники росли в должностях, а мечты переходили в планы. Музей на Советском поселился давно, открыли и театр. Другие результаты той памятной прогулки ныне губернатора Вячеслава Позгалева и депутата Госдумы Георгия Шевцова наверняка не заставят себя ждать.

Экскурсоводы переписывают конспекты, заучивают, возможно, для некоторых спорное: «А это, посмотрите налево, Камерный театр, самое красивое здание города». Впрочем, сей очевидный тезис им не позволят забыть сами туристы — вот уже несколько месяцев это самый фотографируемый объект города.

Хотя правый бок Камерного до сих пор не достроен (коммерсанты обещали «навести симметрию» лишь в будущем году), ничто в здании театра и его окрестностях не говорило о продолжающихся работах. Даже прислонившийся к пустующей половине кран, получивший три выходных, «надел» нарядный костюм из шариков и ленточек. Открытие наметили на 16.00, а начали десятью минутами раньше. Обычно бывает наоборот, но уж очень гостям, среди которых были представители власти, работники культуры и строители (всего около 80 человек), не терпелось взглянуть на итоги затянувшегося ремонта. Путь к «итогам» преграждался красной атласной ленточкой, ставшей финишной для трехлетней реставрации. Ленточку следовало разрезать. Предваряя появление ножниц, губернатор Вячеслав Позгалев заметил, что у Череповца в театральном смысле всегда был маленький комплекс перед Вологдой — там три театра, у нас ни одного. А городу лидеров комплексовать негоже. В ознаменование чего директор предприятия­генподрядчика ООО «Стройметиз» Виктор Выдрин передал золотой ключик размером с доношенного младенца в руки директора Камерного театра Марии Морозовой. Театр официально открыли.

Не торопясь усесться в мягкие кресла, гости полюбовались отделанным фойе, не забывая смотреть под ноги, на мраморный пол, и задирать головы к потолку. Наконец прошли в зал. Акустика множила восторженные восклицания. Особенно когда заиграла сотнями огней, как новогодняя елка на площади, австрийская люстра — гордость театра. Первым делом собравшимся рассказали об истории театра. О том, как здесь когда­то располагались торговые ряды. Ратуя за культурное развитие, купцы сбросились и надстроили второй этаж, театральный. Благо труппа в Череповце существовала, пускай и непрофессиональная, но преданная лицедейству — на сцене локоть к локтю играли юристы и прокуроры, хирурги и банкиры. В итоге театр все же вышел за пределы любительщины. Он воспитал в своих стенах звезд театра всероссийского и всесоюзного, в том числе и народных артистов. После революции театр попеременно назывался окружным, драматическим и народным. Теперь Камерный. Депутат Госдумы Георгий Шевцов призвал поскорее вырасти из этого сковывающего определения. Кстати, многие из ораторов выражали уверенность, что со временем Камерный обязательно станет большим драматическим. Уверенность в прекрасном театральном будущем подкрепили юные актеры, показавшие свое первое короткое представление. Тема соревнования с Вологдой снова возникла под сводами Камерного — пускай, мол, по количеству театров областную столицу нам не догнать, попытаемся взять качеством.

Один маленький артист, облаченный в костюм медвежонка, удостоился главной роли. Самим своим видом напомнил он Вячеславу Позгалеву о детстве. Пятьдесят лет назад череповецкий мальчик Слава вышел на эту же сцену в роли того же зверя. Правда, главной эта роль не была. «У моего преемника, смотрю, хороший шерстяной костюм, и лицо у него открыто. А у меня был фланелевый костюм, и морду у него зашили, потому что слов у меня не было», — вспоминает Вяче­слав Евгеньевич. Теперь роль губернатора на этой сцене далека от эпизодической, да и «медвежья» фланель не мешает высказать заветное: «Для меня это самый дорогой объект из тех, что в последнее время вводились. Приятно было открывать Ледовый дворец, но мы там раньше не бывали, потому что его вообще не было. А в этом здании у многих из нас прошла юность». Говоря «дорогой», губернатор имел в виду не экономическое понятие…

Не богиня Мельпомена с крыльями за спиной первой выпорхнула на свежесрубленную сцену. И не Гамлет первым раздвинул занавес. В историю Камерного театра войдет босой обладатель волосатой груди и полосатых трусов Бруно, сыгранный прославленным питерским комиком Семеном Стругачевым. Шлепая голыми пятками по новехонькому настилу, от которого еще древесиной пахнет, он одним своим выходом открыл театральную жизнь Камерного и гастроли театра имени Ленсовета. Питерцы начали свое четырехдневное пребывание в Череповце спектаклем «Любовь до гроба».

День назад Вячеславу Позгалеву подарили именной билет, дающий вечное право прохода. Мэр Череповца Олег Кувшинников по­хорошему позавидовал губернатору — ведь по его прогнозам, совсем скоро билетов в Камерный будет не достать. Ажиотаж в городе уже ощутили: на спектакли ленсоветовцев попадут далеко не все, да и прочие мероприятия из ноябрьской афиши по преимуществу уже «проданы». Зазывалы, равно как и широкая реклама, не потребовались, хотя первые очень оживили Советский проспект за час до первого спектакля. «В городе событие — Камерный театр открывается», — вопил на углу Воскресенского и Ленина крохотный Филипок­глашатай в старинном полушубке, спасаясь от холода частой сменой дислокации.

Новая­старая сцена актерам из Санкт­Петербурга по­нравилась. «Никаких проблем с размещением декораций не было — все­таки помещение было когда­то построено специально для театра, и все габариты такие, как надо, — сообщил «Речи» директор театра имени Ленсовета Валерий Градковский. — В ГДК «Аммофос», где мы выступали раньше, нас тоже все устраивало, но здесь играть, конечно, приятнее». В начале 90­х, когда город и театр едва познакомились и были на «вы», в этом здании побывал легендарный худрук Ленсовета Игорь Владимиров, ныне покойный. Уже тогда из его уст прозвучала мечта когда­нибудь сыграть здесь.

Из истории Камерного театра. 21 июля 1914 г. Торжественная закладка фундамента здания. Июль 1915 г. Надстроен второй этаж здания под городской народный театр. 1915 — 1948 гг. Городской театр г. Череповца. 1949 — 1993 гг. Дворец культуры металлургов. 1 июля 1993 г. Постановлением мэра № 827 учрежден муниципальный Камерный театр. 2004 — 2007 гг. Капитальный ремонт здания театра. 4 ноября 2007 г. Торжественное открытие здания череповецкого Камерного театра.

Сергей Виноградов
№211(22126)
07.11.2007

Источник: Газета «Речь»