29 октября 2007 года. 20:08

Открытие филиала ОАО «Центральный Московский депозитарий» в Череповце

Все чаще региональные регистраторы — специализированные компании, обеспечивающие хранение и ведение реестра акционеров, — сталкиваются с проблемами. Не так давно мы писали о неоднозначной ситуации в череповецком филиале архангельского регистратора — некоммерческого партнерства «Первая судоходная регистрационная компания», которому в связи с несоблюдением лицензионных требований было вынесено предупреждение ФСФР, что в случае, если компания не устранила бы нарушение, это могло грозить ей приостановкой лицензии.
Теперь же регистраторам Череповца и Вологодской области станет еще сложнее — в Череповце открылся филиал крупнейшего российского регистратора — ОАО «ЦМД». И как стало известно нашей газете, для этого компания пригласила на работу коллектив череповецкого филиала «Первой судоходной регистрационной компании» (ПСРК). За комментариями мы обратились к директору по развитию ОАО «ЦМД» Игорю Павловичу Дмитриеву.

— Скажите, Игорь Павлович, с чем связано решение «ЦМД» открыть филиал в Череповце?

— ОАО «ЦМД» является крупнейшим российским регистратором и одной из наиболее динамично развивающихся компаний. Со­временный регистраторский рынок таков, что развитие подразумевает два основных направления: расширение спектра услуг для существующих эмитентов и поиск новых клиентов, а поиск новых клиентов — это в том числе активная работа на региональных рынках и развитие филиальной сети.

Решение об открытии филиала в Череповце зрело в компании уже достаточно давно. Череповецкие предприятия в большинстве своем достигли такого уровня, который требует современной системы корпоративного управления, для создания которой потребуется помощь регистратора качественно другого уровня, способного стать опорой в развитии и отвечающего всем требованиям современной экстравертной компании.

— Насколько нам извест­но, вы пригласили возглавить свой филиал директора череповецкого филиала ПСРК… А у ПСРК в последнее время дела шли не очень благополучно.

— Действительно мы пригласили Игоря Борисовича Соколова на позицию директора филиала «ЦМД» в Череповце. Это логичный и оправданный шаг прежде всего с точки зрения рационального использования ресурсов — он позволяет существенно сократить время выхода на рынок и избежать ряда затрат, связанных с организацией бизнеса с нуля. А вот с вашим замечанием о том, что дела в череповецком филиале ПСРК шли не благополучно — я, пожалуй, не соглашусь.

— Почему не согласитесь? Ведь у ПСРК недавно были проблемы…

— Действительно у компании ПСРК возникли проблемы с выполнением лицензионного требования — обязательного наличия на обслуживание не менее 50 эмитентов с количеством акционеров более 500. Но хочу заметить, практически ни один филиал ни одного из регистраторов не в состоянии в одиночку решить проблему лицензионных требований, о которых идет речь. Ответственность за их выполнение лежит в большей степени на головной компании и ни в коем случае не характеризует профессиональный уровень специалистов, работающих в филиале.

В нашем случае небольшая компания, понимая и реально оценивая эту ситуацию, приняла очень верное и ответственное решение — присоединиться к крупному регистратору и получить в свое распоряжение самые современные технологии и дополнительные возможности, а сделала она это прежде всего в интересах эмитентов, которых обслуживает. Еще раз повторю, я считаю это очень ответственный подход прежде всего со стороны руководителя филиала ПСРК Игоря Борисовича Соколова. Мы обсудили ситуацию с эмитентами, которых обслуживал череповецкий филиал ПСРК, и ни от кого не скрывали переход коллектива филиала к нам. Все было сделано честно и открыто.

Директор череповецкого филиала ПСРК Игорь Борисович Соколов имеет большой опыт работы в регистраторском бизнесе — с 1995 года, кроме того, он кадровый офицер, после увольнения в запас в начале 1992 года по результатам конкурса был назначен на должность председателя Фонда муниципального имущества г. Череповца — его компетенция вне сомнений.

— То есть вы считаете, что неспособность регистратора выполнить данные лицензионные требования это норма?

— В некотором роде — да. Это системная проблема и очевидно, что просто взять и исправить ее не может ни один регистратор. Сложности с выполнением лицензионных требований, с которыми столкнулся филиал ПСРК, возникли отнюдь не от плохой работы руководителя или некомпетентности сотрудников. Точно такие же сложности есть у подавляющего большинства небольших регистраторских компаний, в частности, у региональных, но, как я уже говорил, связаны они чаще всего совсем не с качеством работы. Недавние примеры: ЗАО «Регистрационная компания «Саратов­ский Региональный Расчетно­Депозитарный Центр» (РРД­Центр) и ОАО «Независимый регистратор «Реестр­Центр», претензии ФСФР к этим регистраторам также были связаны с тем, что они вели менее 50 компаний с числом акционеров более 500.

­­— Так в чем же причины проблем региональных компаний?

— Данные проблемы возникают вследствие воздейст­вия на бизнес небольших регистраторов определенных факторов. Основным фактором является политика ФСФР, направленная на укрупнение регистраторов. Довольно жесткие лицензионные требования, обязывающие регистраторов вести не менее 50 реестров владельцев ценных бумаг с числом акционеров более 500 в каждом, вполне оправданы. Это сознательный курс регулятора, и его цель сделать рынок регистраторских услуг более надежным — только с крупных регистраторов, обладающих достаточным ресурсом, можно требовать единых высоких стандартов качества обслуживания и ответственности.

Сложности с выполнением требований ФСФР подпитывает тенденция к увеличению крупными собственниками компаний своих пакетов акций — количество эмитентов с числом акционеров более 500 ощутимо сокращается с каждым годом. Это естественный процесс эволюции: основные собственники компаний, контролирующие их, хотят сделать свой бизнес более эффективным, защищенным и инвестиционно привлекательным. А без четкой консолидированной структуры акционерного капитала это невозможно.

— Что же получается: все проблемы региональных компаний являются внешними факторами и никак не связаны с их работой и конкуренцией на рынке, давлением на них крупных регистраторов?

— Отнюдь. Конкуренция — еще один важный фактор, отрицательно сказывающийся на небольших региональных компаниях. Но причиной прихода в регионы крупных компаний регистраторов является повышение требований региональных эмитентов к качеству обслуживания, надежности и ответственности регистратора. Многие акционерные общества сегодня понимают, что обеспечить это может только крупный независимый регистратор с развитой инфраструктурой, широким перечнем услуг, и, главное, в отличие от небольшой компании, располага­ющий достаточными ресурсами для того, чтобы обеспечить все вышеперечисленное. В силу этих причин все больше эмитентов переходят на обслуживание к крупным регистраторам, даже отказываясь от услуг собственных «карманных» компаний.

— Скажите, что даст череповецким компаниям­эмитентам приход крупного регистратора?

— Прежде всего — надежность хранения своих активов и качественное обслуживание с применением самых современных технологий, возможность использовать электронный документооборот и удаленный доступ. Но самое главное — крупный независимый регистратор может резко повысить рейтинг корпоративного управления компании, дать больше гарантий надежности и способен реально нести ответственность как перед эмитентом, так и перед акционерами. Размер собственных средств и величины страхового по­крытия профессиональной ответственности небольших регистраторов и крупных несопоставим. Например, размер страхового покрытия «ЦМД» 15 миллионов долларов США, что значительно превосходит существующие требования.

— Вы не допускаете, что череповецкие эмитенты просто побоятся переходить к вам на обслуживание, не рискнут передать реестры московской компании?

— Все наоборот — обслуживание у крупного независимого регистратора дает самые минимальные риски при любой нештатной ситуации, что при рейдерской атаке или корпоративном конфликте, что при попытке хищения акций. Об ответственности я уже сказал, еще добавлю, что крупный регистратор обладает совершенно другим опытом и возможностями по защите реестров эмитентов, которых он обслуживает. Кроме того, крупный регистратор никогда не станет принимать участие в корпоративном конфликте и уж тем более в рейде. Репутация дороже — она выступает одним из гарантов. Если регистратор запятнает себя, приняв участие в конфликте, вместо того чтобы сделать все для защиты эмитента, на рынке он долго не проработает — от него же просто все клиенты разбегутся. Не только качество услуг или опыт, но и безупречная репутация в течение 13 лет работы стала причиной, по которой обслуживание в «ЦМД» выбрали такие эмитенты, как ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания», ОАО «РЖД», ОАО «КамАЗ», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Туполев», ОАО «ОКБ Сухого», ОАО «Аммофос», ОАО «Корпорация «ВСМПО­АВИСМА», ОАО «Череповецкий ЛВЗ» и многие другие.

— Спасибо, Игорь Павлович, за интересную беседу, удачи вашей компании в новом для нее регионе.

— Спасибо. Я рад, что мы пообщались, и надеюсь, читателям будет интересен наш разговор.


№205(22120)
29.10.2007

Источник: Газета «Речь»