25 октября 2007 года. 09:09

Сократить простой вагонов

От увеличения времени нахождения вагонов ОАО «РЖД» на подъездных путях клиентов страдают как железнодорожники, так и сами грузоотправители.
Железнодорожники уже привыкли слышать упреки в свой адрес со стороны грузоотправителей — мол, не обеспечивают подвижным составом в нужном количестве, монополисты! Да, действительно, проблема дефицита вагонов есть, и одна из причин такой ситуации в том, что вагонный парк, доставшийся ОАО «РЖД» в наследство от МПС, довольно изношен и обновляется не так быстро, как хотелось бы — просто не позволяют мощности вагоно­строительны предприятий. Однако не все зависит только от железнодорожников.

На железнодорожном транспорте есть такое понятие: оборот вагона. Чем быстрее вагон загрузят — доставят по нужному адресу — выгрузят и вернут назад, тем, соответственно, меньше оборот вагона, и тем скорее этот вагон можно будет предоставить другому грузоотправителю. На Вологодском отделении СЖД показатель «оборот вагона» постоянно улучшается — так, за 9 месяцев текущего года его удалось уменьшить с 1,9 суток до 1,68. Для этого за последние несколько лет в развитие инфраструктуры отделения было вложено более 11 миллиардов рублей и изменена технология пропуска вагонопотока. Вологодские железнодорожники делают все, чтобы снизить этот показатель, тем не менее в условиях возрастающих объемов перевозки грузов ускорение оборота вагона идет не так быстро, как хотелось бы. И виноваты в этом, прежде всего, сами грузоотправители — они задерживают вагоны на своих подъездных путях гораздо дольше, чем это нужно для погрузки или выгрузки. За 9 месяцев текущего года по Вологодскому отделению вместо запланированного снижения простоя вагона под выгрузкой, зафиксирован его рост по вине клиентов — среднее время нахождения вагонов на ответственности предприятий увеличилось на 1,56 часа к уровню прошлого года и составило 34,3 часа.

Предприятия региона испытывают острую потребность в подвижном составе для перевозки грузов и продукции, а в это время часть вагонов попросту простаивает на подъездных путях ряда предприятий, таких, как Вологодский оптико­механически завод, ЧерМК ОАО «Северсталь», ОАО «Трансальфа», ОАО «Вологдастройкомплект», ОАО «То Вологдатара», ООО «Сер­висле», ОАО «Соколстром», ООО «Череповецкая нефтебаза Сенако», ЗАО «Австрофор», УПТК ОАО «Вологда­автодо», ЗАО «Агентство Сельхоз корма», и других.

Возникает логичный вопрос — почему грузоотправители задерживают вагоны на своих путях? Ведь предприятию каждая задержка вагона на один час обходится в 200 рублей штрафных санкций! Так, с начала года за задержку вагонов под грузовыми операциями в качестве штрафа клиентам отделения начислено более 560 миллионов рублей! Тем не менее, многим легче заплатить штраф, чем вернуть вовремя вагоны. Среди причин увеличения простоя, как правило, предприятия называют неисправность погрузочной техники, длительное оформление таможенных документов, закрытие подъездных путей предприятия из­з их неудовлетворительного состояния, а также то, что предприятие не работает в выходные и праздничные дни.

Однако есть предприятия, которые, несмотря на все объективные и субъективные трудности, смогли за истекший период значительно уменьшить простой вагонов — ОАО «Череповецкий «Азот» (простой снижен на 10,39 часа), ОАО «Аммофос» (­ часов), ООО «Русские инновационные технологии» (,62 часа), ООО «Стройресурс» (,63 часа), ООО «Запад плюс» (­1,31 часа). А например, ЗАО «Фанерно комбинат» сократил фактический про­сто на 28,55 часа! Теперь подвижной состав в среднем проводит на подъездных путях этого предприятия 15,39 часа, в то время как в прошлом году этот показатель равнялся 43,94 часа.

В сложившейся ситуации большой урон наносится, в первую очередь, работе железнодорожного транспорта, который несет эксплуатационные потери, не покрываемые штрафами, которые платят клиенты. Так, убытки Вологодского отделения от простоя вагонов на путях предприятий­клиенто за 9 месяцев 2007 года составили более 850 млн рублей. К тому же, например, Череповецкий металлургиче­ски комбинат платить по предъявляемым счетам не торопится — каждый платеж Северной дороге приходится взыскивать с должника через суд, а это дополнительное время и убытки, которые несут, увы, опять железнодорожники. Но, кроме того, страдают и сами грузоотправители — так как из­з задержки на подъездных путях одних клиентов подвижной состав вовремя не подается на пути необщего пользования других предприятий.

Руководство Вологодского отделения неоднократно обращалось к грузоотправителям с просьбой пересмотреть сроки нахождения вагонов на путях необщего пользования. Кроме того, в известность об этой ситуации были поставлены руководители департаментов экономики, промышленности и предпринимательства и лесного комплекса правительства Вологодской области. Однако существенных результатов пока эти обращения не дали. Возможно, скоро вологодские железнодорожники вынуждены будут применить санкции к нерасторопным и недальновидным руководителям предприятий — при длительном простое вагонов на путях клиентов не принимать от них заявки на срочные перевозки и впредь ограничивать подачу вагонов в адрес виновников ситуации.

Юлия Григорьева. На правах рекламы
№202(22117)
24.10.2007

Источник: Газета «Речь»