25 октября 2007 года. 09:09

ЖКХ получило взбучку

Под угрозой увольнения жилищники должны взяться за коммунальных должников
Почти 300 млн рублей — общая сумма задолженности города за коммунальные услуги. Вчера эта цифра гремела в мэрии, где прошло совещание жилищников, довольно необычное. Пожалуй, впервые они не сетовали на несознательность населения. Потому что «сетовал» мэр — на их недееспособность как руководителей. Не сетовал — отчитывал. Дав детальные указания и конкретные сроки, мэр объявил операцию «блицкриг» и пообещал, что головы жилищников полетят, если они не справятся с поставленными задачами.

Общая картина, которая, по публичному признанию Олега Кувшинникова, его «просто шокировала», такова. Только за текущий год работы по сбору коммунальных платежей с населения муниципальные жилищные предприятия накопили более 100 млн рублей долгов. Сумма небывалая, учитывая, что общая задолженность за все предыдущие годы составляет 139 млн рублей.

— Совместная сумма задолженности населения перед жилищными предприятиями и жилищных предприятий перед «Водоканалом» и «Теплоэнергией» астрономическая — 295 млн. рублей! Если общий сбор по начислениям за услуги ЖКХ чуть превышает миллиард рублей, то получается, что население нам должно за два месяца! И сумма продолжает расти, потому что отношение руковод­ств жилищных предприятий к сбору платежей просто аховое! — чеканил мэр в напряженной тишине зала. — Если в 2005 и 2006 годах процент сборов был равен 97,5 и 98,2, то в этом году, по данным на 1 октября, он упал до 90 %. Это случилось, как только жилищные предприятия взяли на себя ношу сбора платежей. Все это говорит о вашем управленческом и организационном провале. Как руководители вы расписались в своей полной недееспособности. Ситуация вышла из­по контроля, и поэтому по отношению к вам будут приняты жесточайшие меры, если не выполнится тот протокол, который мы сегодня составим.

Первая запись, внесенная в протокол, коснулась самого действенного аргумента — кошелька. Мэр распорядился внести изменения в положение по оплате труда всех руководителей муниципальных жилищных предприятий, «Электросети», «Водоканала» и «Теплоэнергии»:

— Ваша зарплата будет напрямую зависеть от процента сбора платежей и отсутствия долгов населения!

Ответственными за выполнение этого указания мэр назначил своего заместителя по городскому хозяйству Василия Семичева и начальника правового управления Николая Крутовского. На все про все дал недельный срок.

Трехнедельный срок отведен руководителям муниципальных предприятий на то, чтобы они внесли аналогичные изменения в положения по оплате труда всех своих работников — вплоть до мастера, который работает на теплотрассе:

— Нужно всех мотивировать на увеличение сборов!

Следующую запись предваряло осуждение скудности судебной практики по взысканию задолженностей. Мэр привел цифры. При наличии 14710 должников количество судебных исков, поданных всеми жилищными предприятиями в этом году, составило лишь 1138, в прошлом — 1200. Между тем, обратил внимание мэр, одна только «Теплоэнергия» в прошлом году подала 4120 исков к должникам. При этом у жилпредприятий нет ни одного повторного иска — «лишь бы отвязались», — а объем сборов по положительным судебным решениям составляет всего 20 %, тогда как у «Водоканала» в прошлом году был 80­процентны сбор.

— При этом мне дают такую статистику: обратились в суд с 1200 исками и рассмотрено тоже 1200 исков. Явная липа!.. Я не понимаю, что происходит. Или это саботаж, или здесь какая­т грустная картина вырисовывается. Ну, с саботажем мы легко разберемся: будет некий «блицкриг» по саботажникам! Я больше такую ситуацию терпеть не намерен.

Мэр потребовал от Крутовского предоставить ему точные данные по обращениям жилпредприятий в судебные органы: сколько исков рассмотрено и сколько удовлетворено. А перед жилпредприятиями поставил на следующий год задачу по обогащению судебной практики: у каждого из них должно быть от 1000 до 1500 исков, не меньше. И попросил их, чтобы решения суда выполнялись, представить предложения по мотивации службы судебных приставов, с оговоркой «если это возможно».

Далее речь зашла о качестве работы жилищников с населением в целом. В первую очередь самое больное — квитанции.

— Нет никакого единства! Каждый печатает свои квитанции, в разных микрорай­она они отличаются друг от друга, как день и ночь. Кто квитки вообще не разносит, кто разносит сам, кто нанимает курьеров, кто нанимает почту. Запишите в протокол: ответственность за то, чтобы квиток ежемесячно доходил до каждого потребителя услуг, возлагается на конкретного руководителя конкретного ЖЭУ. Каждому руководителю выпустить собственные распоряжения, копии предоставить мне. Срок — месяц.

Такой же срок дан на то, чтобы в каждом жилпредприятии оборудовать кассу, — сведения и о них должны вноситься в квитанции.

Мэр обязал до конца года все жилищно участки открыть окна доверия, или консультационные окна.

— Народ ничего понять не может в своих квитках, и никто разъяснения им дать не хочет, а что самое печальное — не может. В каждом ЖЭУ должно быть открыто окно, где будет стоять компьютер с базой данных, будет сидеть человек, который, не насылая туман на население, сможет доступно объяснить каждому, что к чему. Информацию о консультационных окнах развесить на каждом подъезде.

До конца года все жилпредприятия согласно указанию мэра начнут работать с единой базой данных по оплате коммунальных услуг.

— Есть конкретные фамилии должников, но до сих пор отсутствует единая база данных. ЦМИРИТ, которому было поручено ее разработать, пальцем о палец не ударил.

Большое недовольство мэр выразил способами работы жилищников с неплательщиками: нет единой системы воздействия.

— Предприятия — кто во что горазд. Один пилит трубы, другой отключает электриче­ств, третий — холодную воду, четвертый — горячую. Слесарь идет отключать воду, но не может объяснить человеку, за что отключает. К людям надо идти подготовленными. Действовать спокойно, в рамках правового поля, но жестко и принципиально. И только после письменного уведомления. Я считаю, что в летний период можно отключать только горячую воду, в зимний — только холодную. Тепло отключать нельзя — люди замерзнут, там могут быть маленькие дети. Здесь надо гуманность проявлять.

После этих слов в протокол было внесена запись о взыскании долгов предприятиям ЖКХ из зарплаты должников — с рассрочкой платежа, если сумма большая.

— Если правовое поле позволит, так и будем действовать.

— Я не позволю загубить наши энергоносители, не допущу никакого коллапса в городе. Я вам это гарантирую, даже если мне придется уволить всех сидящих в этом зале! — прогремел Олег Кувшинников, прежде чем подвести главный итог: — До 1 июля следующего года задолженность населения должна быть сокращена с 295 до 150 млн рублей.

В конце января руководителям предприятий предстоит отчитаться лично перед мэром по всем пунктам протокола, а дальше последуют организационные выводы — по персоналиям.

— Подведение итогов производить ежемесячно, под председательством Василия Семичева, с составлением протоколов, с полным отчетом. Раз в месяц протокол­отче мне. И так ежемесячно, пока уровень сбора платежей не достигнет 99 %. Пока не достигнет, Семичев спокойно спать не будет, хоть до самой пенсии. Если он доработает до пенсии…

— Похоже, что нет, — дал реплику Василий Семичев, зам. мэра по городскому хозяйству.

— Я тоже думаю, что нет. Но ничего, поднатужишься вместе со мной. Будем работать 24 часа в сутки — и сделаем.

Татьяна Тихонова
№202(22117)
24.10.2007

Источник: Газета «Речь»