Опоздал: опять пробка
Она всегда принимается во внимание, но в официальном списке уважительных причин не значится
Вчерашнее утро приветствовало череповчан, спешащих на работу, длинной пробкой. Она растянулась между Индустриальным и Зареченским районами, автомобилисты преодолевали ее по полчасачас. И в течение дня изз дождя то тут, то там случались аварии, приводившие к дорожным заторам, на разруливание которых у гаишников уходило даже по два часа.
В городах, где утренняя пробка — событие редкое, она воспринимается как ЧП — явление, которое предугадать невозможно, а значит, и быть готовым к нему. В нашем же городе пробки становятся все более привычным явлением, чему всегда дается столь же привычное объяснение: дороги не резиновые — не могут справиться с потоком транспорта, которого становится год от года больше. Отсюда аварии, а отсюда и транспортны заторы. Утренние часы в этом смысле не самые жаркие, но очень теплые: по данным ГИБДД на 1 октября, с начала года в период с шести до девяти часов утра произошло 36 ДТП, в которых пострадали люди (это не считая обычных аварий). Если сравнить с самыми спокойными часами (с 03.00 до 06.00) — аналогичный показатель равен 15т, — разница существенная.
В общем, раз фактора неожиданности уже нет, то приходится приспосабливаться к пробкам, чтобы не раздражать начальство утренними опозданиями. А значит, менять свой образ жизни. В список утренних дел, рассчитанных по минутам, вносить поправку на стояние в пробке. Как ни жаль отнимать у себя драгоценные полчаса сна. А у детей — тем более.
— Мы год назад переехали из Заречья в Зашекснинский район, — подняла вчера «пробковы» вопрос читательница Елена, — но дети остались в прежних образовательных учреждениях, потому что нет смысла их менять: дочь в следующем году окончит школу, а сын пойдет в первый класс. Я сама развожу их на машине по утрам, в пробки уже не раз попадали, поэтому встаем раньше. Сначала завожу к 8.30 дочь в школу, потом сына в сад. Выезжаем мы в 7.50, и к девяти я успеваю вернуться из Заречья в центр на работу. А сегодня была уж очень большая пробка, мы простояли в ней ровно сорок минут. В итоге и дочь опоздала на урок, и завтрак сына в садике остыл, и я пришла на работу с большим опозданием!
«Ох уж эти пробки!» — вздыхают и родители, и дети. Особенно тяжкие вздохи издаются на участке, соединяющем центральную часть города с Заречьем. Здесь традиционно самые большие транспортные заторы — и утром, и вечером. Очень хорошо об этом знают, например, в гимназии № 9.
— Да, пробки — это проблема, — констатирует директор гимназии Людмила Волкова. — У нас есть и дети, и учителя, которые живут в других районах. Опозданий почти нет, но за счет нарушения режима сна. Я вчера была на родительском собрании — родители обеспокоены тем, что детям приходится очень рано вставать. Например, ребятам, которые живут в Простоквашине, чтобы не опоздать на урок, приходится выезжать в семь часов. А вставать, соответственно, в шесть — шесть с половиной. Ребенку просто не хватает сил высидеть все уроки и при этом эффективно работать! Когда случаются опоздания, мы, конечно, относимся к ним лояльно: ребенок не виноват. Но другого выхода, кроме как раньше вставать, просто нет. Расписание изз таких детей мы не можем сдвинуть, потому что многие после школы занимаются в какихт секциях, в музыкальных, спортивных школах, где тоже свое расписание.
Масштабность явления «пробки» в рамках одного города воспринимается поразном. К примеру, дошкольников родители обычно водят в те детские сады, которые находятся рядом с домом. Объяснение «застряли в пробке» здесь слышат нечасто и относятся к нему с пониманием.
— Большинство наших детей живут неподалеку, — говорит Ольга Громова, зам. заведующей детским садом № 111 (ул. Тимохина) по воспитательнометодическо работе. — Опоздания — это единичные случаи. И мы родителей за это не ругаем, потому что понимаем: дорожная пробка — причина уважительная. И сам днем едешь в бухгалтерию, так не знаешь, когда и доедешь — такие пробки. И у родителей та же проблема.
А в школе № 21 дети учатся из разных районов города, потому что она, как и 9 гимназия, из разряда престижных. «Пробковый фактор» здесь тоже всегда готовы принять во внимание, но вступает в действие он реже: из Зареченского района в Индустриальный, где находится школа, утром добираться проще, чем в обратном направлении.
— В прошлом году, мне помнится, были два случая серьезных опозданий изз пробок, — вспоминает Марина Базанова, зам. директора школы № 21 по воспитательной работе. — На уроки мы в любом случае пускаем опоздавших детей, хотя бы для того, чтобы разобраться в причинах опоздания. Пробки и другие дорожные происшествия всегда имеют подтверждение, потому что многие ехали, многие видели. Если ребенок задержался, потому что попал в пробку, эту причину, наверно, можно считать уважительной. Наказания? Какие могут быть в школе наказания?
А вот на производстве все гораздо серьезнее. Здесь за «пробочную» задержку можно поплатиться рублем.
— Наши работники, случается, опаздывают, в том числе и изз дорожных пробок, но эта причина — не самая распространенная, — говорит Михаил Ошурков, менеджер по персоналу конвертерного производств ЧерМК ОАО «Северсталь». — В каждом случае опоздания человек пишет объяснительную. А мастер пишет докладную на имя руководителя производства о том, какую меру он предлагает применить. Если причина неуважительная, то к работнику применяются серьезные меры наказания — и дисциплинарное взыскание, и лишение премии вплоть до 100 %. Дорожная пробка, как правило, не принимается как уважительная причина: работник обязан заблаговременно выехать на работу, учитывая дорожные обстоятельства. Но если случился какойт форсмажо по дороге: затор на трамвайных путях, авария, — он вправе обратиться в официальные службы и получить документальное подтверждение. С автомобилистами такое бывало: попал в аварию, опоздал на работу — предоставил справку из ГИБДД.
Пробки — проблема хоть и общая, но, пока не построены запланированные городскими властями мостынабережны, «разруливает» ее каждый самостоятельно — собственной дисциплиной.
— Опоздал — значит, надо привлечь такого человека к ответственности за нарушение внутреннего трудового распорядка. Есть законодательство о труде, и оно не считает, что дорожная пробка может быть уважительной причиной опоздания, — был категоричен Виктор Шакин, зам. главы администрации Череповецкого района, которая размещается в здании на ул. Первомайской — очень неудобной в плане транспортного сообщения.
— У нас практически не опаздывают, а из пробок — так и вовсе. Усилен контроль за уходомприходо, — говорят в отделе кадров райадминистрации.
Татьяна Тихонова
№192(22107)
10.10.2007
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →