9 октября 2007 года. 08:09

Великое переселение ради грандиозного проекта

К 65­летию заполнения Рыбинского водохранилища
В 1932 году советское правительство решило начать в бассейне Волги целую систему ирригационных и гидротехнических работ, объединенных общим планом, известным под названием «Большая Волга». Вслед за строительством каналов Беломорско­Балтийского и Москва — Волга предусматривалось сооружение регулируемых плотин, шлюзов и гидроэлектро­станций на Верхней Волге, создание крупных водохранилищ.

Выполнение возлагалось на НКВД СССР.

В зону затопления вошла значительная часть территории Череповецкого, бывшего Мяксинского, Уломского и Пришекснинского районов.

Особый интерес представляет проект переселения колхозных хозяйств с 4 апреля 1937 года, подписанный начальником «Волгостроя» НКВД майором госбезопасности Я.Д. Раппопортом. В проекте речь идет о количестве переселяемых хозяйств, затрачиваемых капиталовложениях на переселение каждого колхоза. Здесь же содержатся списки пром­предприятий, школ и больниц, попадающих в зону затопления по Череповецкому району, дается полный список предприятий, указываются их адрес, стоимость переноса здания.

Одним из ключевых документов является письмо председателя Череповецкого райисполкома в Оргбюро ЦК ВКП(б) от 30 ноября 1937 года. В письме перечисляется объем предстоящих работ, связанных с затоплением. Отмечается неудовлетворительное положение с финансированием работ, связанных с затоплением и даже возможность ликвидации местной промышленности в результате затопления части Череповецкого района.

Условия переселения были довольно жесткие.

Владельцы домов с износом более 60 % должны в течение месяца или даже 10 дней освободить свое жилище и, получив небольшую компенсацию, тут же уехать. Нового жилья при этом не давали, а только ссуду. Оценочные комиссии начисляли переселенцам при покупке ими строений взамен оставленных за «Волгостроем» разницу в стоимости купленных и оставленных строений.

Если же изношенность по­стройки была менее 60 %, то по­стройка разбиралась, переправлялась на новое место жительства — в город или колхоз. Владельцам таких «годных» домов надлежало, получив компенсацию, самим на новом месте поставить себе дом. Семьям, не имеющим собственных домов, выплачивалась денежная компенсация, если им не предоставляли жилую площадь на новом месте.

Переселение началось с 1 августа 1936 года согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке изъятия земель для строительства Рыбин­ского и Угличского гидроузлов на р. Волге».

В первую очередь людей переселяли в колхозы Богословского, Железнодорожного, Заякошского, Матуринского, Киселевского, Коштовского, Охотничьего, Шубацкого, Яргомжского сельсоветов. Изначально планировалось переселить большую часть хозяйств в 1937 — 1938 годах, а получилось, что в 1940 году было переселено 1961 хозяйство, то есть больше, чем в 1938 и 1939 годах вместе взятых (612 и 1109 хозяйств). В 1940 году для ускорения переселения хозяйств было объявлено соцсоревнование среди колхозов Череповецкого района. По итогам этого соревнования статус лучших по переселению получили колхоз «Крестьянка» Луковецкого сельсовета и колхоз «Большедорский» Большедорского сельсовета.

Были желающие уехать в Яро­славль, Горький, Рыбинск, Мурманск, Ленин­град, Челябинск, Чагоду, Тутаев, Петрозаводск, Новгород; кто­то отправился на Кубань, в Сибирь, а одна семья изъявила желание переселиться на Дальний Восток. Только за 1940 год из 1836 переселившихся хозяйств 869 перебрались в Карело­Финскую ССР.

Проблем, возникших в ходе переселения, было очень много. Например, в жалобах граждан говорилось: «Разобранные дома неделями валяются на берегу и в воде. Большое количество бревен разнесло, перепутаны бревна разных домов. Денежные расчеты с домовладельцами задерживаются. Многие дома ставили без фундаментов, потом они разваливались».

Были такие случаи, когда некоторые граждане не могли получить средства за оставленное, проданное ими хозяйство из­за небольшого срока хранения денег в сберкассе. Таким образом, переселенцы на долгое время лишались необходимых денежных средств.

Особую ценность представляют письма самих переселенцев. Так, в одном из писем высказывается недовольство тем, что колхозников переселили в «полностью занятый поселок и пришлось размещаться до 9­ти хозяйств в одном доме и, как говорится, ходить по головам».

Областная комиссия по делам «Волгостроя» рассматривала все заявления граждан, давала подробный ответ каждому заявителю.

Итак, к весне 1941 года началось затопление очищенных от леса, жилых и промышленных построек территорий. Оно продолжалось до 1947 года. Из Москвы до Каспийского моря через шлюзы открылся глубоководный путь, имеющий огромное народнохозяйственное значение. И все же проект создания Рыбинского водохранилища выгодным можно назвать с большими оговорками.

Земли, затопленные Рыбинским водохранилищем, были очень плодородными. Их затопление вело к дефициту свободных земель в колхозах, принявших переселенцев.

К тому же суммы, выделенные на перенос домов по результатам оценочных комиссий, были очень малыми. Создается впечатление, что зачастую эти суммы так и оставались на бумаге. Куча различных инстанций, бумажная волокита заставляли людей отказываться от мизерной компенсации. (Между тем сведений о протесте населения в архивах нет. В газетах тех лет — всеобщее приветствие и одобрение.)

Постройка Рыбинского и Угличского гидроузлов повлекла и экологические, и экономиче­ские проблемы. Издревле Шексна славилась изобилием рыбы. При по­стройке гидроузлов большая часть речной фауны была уничтожена. При переносе предприятий из зоны затопления в другие районы промпредприятия были оторваны от своих сырьевых баз, затруднялся их ввод в эксплуатацию на новом месте.

Документальные материалы, освеща­ющие ход работ по созданию Рыбин­ского водохранилища, находятся в МУ «Череповецкий центр хранения документации». Это прежде всего документы Череповецкого райсовета народных депутатов трудящихся и исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов. Спектр вопросов, рассматриваемых этими учреждениями, чрезвычайно широк. Это и принятие планов переселения, организация различных подготовительных работ, протоколы технических совещаний, сметы на содержание аппарата по переселению, списки колхозов Череповецкого района, предназначенных к переселению.

Ангелина Окунева
№191(22106)
09.10.2007

Источник: Газета «Речь»