9 октября 2007 года. 08:09

Но если есть в спектакле пачка…

…значит, это балет. Оригинальную ледовую трактовку «Лебединого озера» представил театр из Санкт­Петербурга
Театры на льду в нашем городе уже видели. Тот, что выступал в воскресенье в Ледовом дворце, безусловно, самый именитый. Три месяца назад балет на льду из Санкт­Петербурга прозвучал на весь мир. За считанные часы до объявления города, в котором пройдет Олимпиада 2014 года, балерины­фигуристки дали в гватемальском театре большое представление. «Наш спектакль видели члены олимпийского комитета, наша делегация во главе с президентом, простые гватемальцы. Все были в восторге, — рассказывает «Речи» заместитель директора театра Яков Кричак. — После представления Владимир Путин прошел за кулисы и поблагодарил артистов».

Дабы Ромео, Джульетта, Мышиный Король и прочие герои классических балетов правдоподобнее «отбрасывали коньки» на сцене, они, как минимум, обязаны их иметь. Так сорок лет назад решили в Ленинграде, да и создали государственный балет на льду. Гастроли питерцев — пятое за неполных два года ледовое шоу в Череповце. И снова аншлаг.

«А чего это лед такой маленький?» — вопрошали череповецкие зрители. Как известно, любые артисты, на коньках ли они, в пуантах или босиком, обычно жалуются на нехватку сценических метров. Балет на льду, напротив, величине хоккейной площадки ужаснулся и скромно отрезал себе ледяной ломтик величиной в треть поля. В каковом два часа с лишком и толкались тридцать танцоров. Так уж вышло, что сам спектакль поставлен для тесного помещения — в городах, где готовый лед можно найти только зимой в вотчине нерадивого дворника, государственный балет на льду делает свою площадку на оперных или концертных сценах. В 1995 году, когда театр был на грани закрытия, труппа отправилась на гастроли в США. Думали, последние. Американцы научили технологии сухого льда, и теперь практически в любой точке земли за сутки можно приготовить вполне подходящий для балета лед. Услуга эта достаточно дорогостоящая, и билет на спектакль где­нибудь в южноамериканских пампасах доступен далеко не всем. С череповчан, которые в сухом льде не нуждались по причине наличия «мокрого», просили по­божески — от 500 до 1500 рублей за билет. Не исключено, что это произошло по старой памяти — лет двадцать назад в СКЗ «Алмаз» балет на льду уже вскружил голову не одной дюжине череповецких девчат, которые рванули в Ленинград на кастинг. Одна из зрительниц нынешнего и тогдашнего выступлений театра призналась мне, что ей в молодые годы на просмотре даже на лед не дали выйти. Оглядели с ног до головы и резюмировали: «Следующий».

Питерский театр называют единственным настоящим балетом на льду в мире. К слову, в балетных пачках и на коньках на земном шаре не танцует больше ни­кто. Внешне отличий ледового балета от «сухопутного» и вправду почти никаких — разве что галантный кавалер в трико, опустившись по ходу действия на колено перед очаровательной партнершей, быстрее поднимется, чем его коллега, скачущий по теплому полу. Правда, хотя постановщиком творений Чайковского и Прокофьева был приглашен профессиональный балетмейстер, танцевавший с Нуриевым и Макаровой, тулупов и акселей в том же «Лебедином озере», которое увидел Череповец, избежать не удалось. Впрочем, спектакль они только украсили. По словам Якова Кричака, артистки ледового балета в первую голову фигуристки. Попадая в пятнадцать­шестнадцать лет в руки балетмейстера, за два­три года получают и балетную подготовку. Двоеборье, одним словом. Обычный восьмичасовой рабочий день такой мастерицы спорта и искусства рвется пополам — четыре часа у балетного станка и четыре на льду.

Главной интригой балета на льду стал танец маленьких лебедей. На обыкновенной сцене «пернатая» четверка ритмично отбивает крохотные шажочки. Тогда как в фигурном катании шагание взамен катания есть дурной тон. Победил балет — «лебеди» в коньках эффектно протанцевали на концах лезвий, испещрив зеркало льда многоточиями и ямками. Из­под ног летели то ли искры, то ли брызги.

Сергей Виноградов
№191(22106)
09.10.2007

Источник: Газета «Речь»