3 октября 2007 года. 12:36

Путин уйдет, Путин останется

Позавчерашнее согласие Владимира Путина возглавить предвыборный список «Единой России» принципиально меняет не только формат начавшейся думской кампании. Похоже, большие перемены ждут всю систему власти. И похоже, президент определился со своим местом в этой системе.
Позавчерашнее согласие Владимира Путина возглавить предвыборный список «Единой России» принципиально меняет не только формат начавшейся думской кампании. Похоже, большие перемены ждут всю систему власти. И похоже, президент определился со своим местом в этой системе.

Путин «после Путина».«Я свое место в строю найду», — уклончиво сказал Путин на недавней встрече с западными политологами и журналистами, входящими в так называемый Валдайский клуб. Минувший понедельник дал более определенный ответ на вопрос, мучавший по­следни месяцы политическую элиту, экспертное и журналистское сообщество: какой будет Россия «после Путина» и кем будет сам Владимир Владимирович, твердо отказавшийся от всех «заманчивых предложений» пойти на третий срок, «подправив» Основной закон страны. Какие только варианты, включая самые экзотические — «русский Дэн Сяопин», глава комитета по подготовке к сочинской Олимпиаде и т.д., — не рассматривались. Дей­ствительност оказалась прозаичнее: Путин решил лично повести «Единую Россию» на парламентские выборы и не исключил, что в случае победы единороссов (кто бы в ней теперь сомневался) возглавит, когда истекут его президентские полномочия, федеральное правитель­ств. Таким образом, «после Пу­тин» будет… сам Путин. Естественно, в новых политических обстоятельствах. Какими они могут быть?По Конституции 1993 года Россия — квазипрезидентская республика, глава государ­ств наделен у нас фактически безграничными полномочиями. Наивно предполагать, что успешный экс-президент Путин, покинувший Кремль с рейтингом под 80 %, будет «техниче­ски премьером», послушно исполняющим волю нового президента, который по нынешней Конституции может в любую минуту отправить главу правительства вместе со всем кабинетом в отставку. Вариантов решения этой щекотливой ситуации несколько. Основной — внести изменения в Конституцию, ограничивающие президентские полномочия и переда­ющи часть из них премьеру. Однако у этого сценария есть несколько серьезных изъянов. Главный — «переписывание» Конституции под конкретного человека, что Путин уже отверг, когда его усиленно уговаривали остаться на третий срок. Ну и, согласитесь, весьма трудно представить себе Россию парламентской республикой британского образца, где президент из полновластного «царя-батюшки» превратится в «аглицкую королеву», которая царствует, но не правит. Поэтому не исключен другой вариант: Путин станет «временным» премьером. Такой сценарий более чем вероятен, если Владимира Владимировича в Кремле сменит Виктор Зубков — премьер нынешний. Возраст у Виктора Алексеевича пенсионный, он абсолютно преданный Путину человек, в собственных политических амбициях не замеченный. В час икс Зубков подает в отставку, например, «по состоянию здоровья», премьер Путин становится и.о. президента, а затем и снова президентом.

Впрочем, нынешний глава государства столько раз демонстрировал умение находить нетривиальные политические решения, попутно срамя всех «прогнозеров», что и на этот раз итоговая расстановка «фигур на доске» может иметь мало общего с самыми популярными на сегодня версиями.

Выигравшие

и проигравшие.Конечно же, в самом большом выигрыше от позавчерашнего путинского решения — «Единая Россия». Точка в споре за «президентское тело» поставлена. Путин во главе единороссовского списка наверняка добавит «партии власти» изрядное количество голосов. Социологи уже прогнозируют, что не менее 10, а то и все 15 — 20 процентов. У «медведей» появляется реальный шанс сохранить в нижней палате конституционное большинство. Очевиден и явный проигра­вши. Это — Сергей Миронов со «Справедливой Россией», который всю кампанию своей партии-«новодела» строил на яростной критике единороссов. Теперь этот «фонтан» наверняка «заткнется» — Сергей Михайлович просто не посмеет и дальше «мочить» партию, во главе которой теперь сам Путин. Других же аргументов у эсеров практически нет. Спикер Совфеда уже с грустью признал, что «медведи» теперь наверняка наберут много голосов. Сама же «Справедливая Россия», посмею предположить, теперь может и вовсе не пройти в новую Госдуму. Или же едва перевалит за избирательный порог. Также в «потерпе­вши» могут оказаться ЛДПР и СПС. А вот КПРФ вряд ли понесет серьезные электоральные потери.

И еще от решения Путина возглавить список ЕР выигрывает, как это ни странно, российская многопартийная система, переживающая трудный период становления. Да, переход к «двухпартийности», т.е. к состязанию между собой двух крупных партий — как в США, Великобритании, Германии, — несколько откладывается, уж очень большую «фору» получили сейчас единороссы. Однако в более отдаленной перспективе партии будут становиться более идеологизированными и боеспособными. Не исключено, что в ближайшем будущем правительство все-таки станет формироваться по партийному признаку, и тогда у всех участников «политического рынка» появится больше стимулов для борьбы за умы и души избирателей.

Вячеслав ПОЗГАЛЕВ, губернатор, член Высшего совета партии «Единая Россия»:

— Очевидно, что абсолютное большинство российских граждан хотели бы видеть Путина президентом на третий срок. На Вологодчине 85 % населения оценивает его работу положительно. Остаться политическим лидером после марта 2008 года он может, возглавив какую-либо партию, как в Европе, где победившая на выборах партия выдвигает своего премьер-министра. Поэтому Путин принял самое логичное решение: он не вступил в нашу партию, это было бы слишком конъюнктурным решением, но дал ясно понять избирателям, на кого он намерен опираться, с кем работать. Первые номера в списке — это не обязательно депутаты в Госдуме, скорее некие маяки для избирателей. Скажем, я на весенних выборах в Законодательное собрание области был первым номером в списке единороссов. Это был сигнал вологжанам, что я в своей работе опираюсь именно на эту партию и хотел бы, чтобы она победила на выборах. Так же, скорее всего, будет и на декабрьских выборах. Так и президент, возглавив федеральный список, показывает россиянам, что «Единая Россия» — та сила, с которой он связывает поступательное движение России вперед.

Путин также недвусмысленно заявил, что мог бы стать премьером — при условии, что президентом будет человек, с которым его связывают товарищеские отношения, чтобы совместно работать, а не делить власть. Думаю, что «Единая Россия», получив конституционное большинство в новой Думе, могла бы инициировать поправки в Конституцию, перераспределяющие полномочия между президентом и премьер-министром в пользу последнего. Во всяком случае, я этого не исключаю.Георгий ШЕВЦОВ, депутат Государ­ственно думы РФ, лидер ВРО партии «Единая Россия»:

— Всем понятно, и я это много раз говорил, что наше решение проводить выборы в Госдуму только по партийным спискам уменьшает шансы «Единой России» иметь в ней такое же большинство, как сейчас. Мы это решение принимали, чтобы обеспечить реальное развитие в стране многопартийной системы. Но для того чтобы сохранить в России стабильность, необходимо, чтобы одна из партий имела в парламенте стабильное большинство. Владимир Владимирович все популярно объяснил: он действительно стоял у истоков создания нашей партии, неоднократно говорил, что благодаря нашей фракции в Госдуме были приняты многие важные решения и обеспечена реализация реформ, проводимых президентом. И он решил подставить плечо партии в этот сложный момент. И мы, безусловно, ему очень благодарны. Хотя то, что президент возглавит список «Единой России», накладывает на нас двойную ответственность: мы должны быть еще убедительнее в работе с нашими избирателями, доказать на практике, что мы — партия реальных дел. То, что Путин может после своего президентства возглавить правительство, обсуждалось давно. Мне кажется, что это наиболее приемлемый вариант. За восемь лет Путин накопил огромный управленческий опыт, он знает все «болевые точки». И очень важно, что у него огромный авторитет на международной арене. Николай ТИХОМИРОВ, председатель Законодательного собрания области:

— За семь лет своего президентства Владимиру Путину удалось решить главную задачу — сохранить целостность России, укрепить ее государственность. Сегодня с Россией начинают считаться, как с сильным и могущественным государ­ство. Достигнут устойчивый рост экономики, шаг за шагом повышается качество жизни людей: растут заработная плата, пенсии, улучшается демографическая ситуация. Укрепляется боеспособность армии и флота. Нельзя потерять набранный темп, и Путин это хорошо понимает. Президент стоял у истоков создания партии «Единая Россия». План Путина лег в основу предвыборной программы нашей партии. Поэтому логично, что президент возглавит «Единую Россию» на выборах, хотя и не состоит в ней. Не исключаю, что партия, набравшая большинство в Государственную думу, в будущем сформирует правительство партийного большинства, которое продолжит работу по улучшению жизни россиян.

Сергей Комлев
№187(22102)
3.10.2007

Источник: Газета «Речь»