3 октября 2007 года. 12:36

Виктор Садовничий:«Дети не умеют грамотно говорить по-русски…»

О том, как без проблем поступить в МГУ, о будущем ЕГЭ в России и состоянии современной школы рассказал Виктор Садовничий, ректор старейшего вуза страны, возглавлявший Большое жюри российского конкурса «Учитель года-2007», который только что прошел в Череповце.
О том, как без проблем поступить в МГУ, о будущем ЕГЭ в России и состоянии современной школы рассказал Виктор Садовничий, ректор старейшего вуза страны, возглавлявший Большое жюри российского конкурса «Учитель года-2007», который только что прошел в Череповце.

Почти полвека работы в МГУ сделали свое дело. Он, ректор Виктор Садовничий, может себе позволить иметь практически по всем важным вопросам российского образования независимое мнение. С ним, президентом Союза ректоров России, действительным членом Российской академии наук, президентом Евразийской ассоциации университетов, давно привыкли считаться. Садовничему не нравится ЕГЭ? Значит, в МГУ эти три буквы произносят лишь шепотом. Садовничий за то, чтобы талантливых ребят брали в главный вуз страны без экзаменов? Замечательно. Передача «Самый умный» и проект «Покори Воробьевы горы!» штампуют будущих счастливых студентов МГУ. В интервью газете «Речь» Виктор Садовничий рассказал о себе, об МГУ и будущем российского образования.

— Московский государственный университет — мечта для многих школьников. Если не тратить огромные деньги на репетиторов и специальные курсы при МГУ, насколько реально туда поступить абитуриенту из провинции?

— Я так могу ответить: в этом году более 50 % поступивших в МГУ приехали из разных регионов России. В том числе и из далеких. А на некоторых факультетах количество иногородних студентов и вовсе достигает

90 %. Конечно, у нас есть факультеты, где учатся в основном москвичи. Например, журфак. Главное условие поступления — отличное владение школьной программой, интерес к выбранной профессии и трудолюбие. На экзаменах не бойтесь проявлять свою индивидуальность. Если преподавателю придется выбирать из восьми человек одного, он назовет того, у кого есть своя точка зрения и он умеет ее отстаивать.

— Победители олимпиад имеют льготы при поступлении в МГУ?

— Мы в этом году приняли 3600 ребят, которые победили в региональных олимпиадах. И я могу сказать: участвуйте в них, побеждайте. Мы начали проект «Покори Воробь­ев горы!» — любой школьник, где бы он ни жил, участвуя сначала в заочном туре, а потом и в очном, может стать студентом МГУ. В прошлом году в заочном туре проекта приняли участие 12 тысяч школьников. А студентами МГУ стали 400 ребят. Большинство из них иногородние. Могу сказать, что в этом году «Покори Воробьевы горы!» будет иметь больший масштаб.

— В МГУ в этом году не принимали результаты ЕГЭ. А как в 2008 году?

— Тоже не будем…

— Почему? Вы считаете введение ЕГЭ неоправданным шагом?

— Почти все преподаватели, с которыми я разговаривал на конкурсе «Учитель года-2007», выступают против оценки знаний, подготовленности ученика с помощью тестов. Конечно, закон о введении обязательного единого гос­экзамен принят. Но там есть и исключения. В федеральном законе, что мы сейчас готовим, будет указан перечень тех университетов, которым правитель­ств разрешит использовать иные формы вступительных испытаний. Что касается ЕГЭ, то я предложил бы проводить тестирование хотя бы с 9 класса. К окончанию школы оно стало бы привычным для учеников. И на результат уже не влияли бы масса случайностей, какие-то внешние факторы. Мы бы не теряли множество талантливых ребят, которые привыкли размышлять, а не ставить галочки в нужных местах, как того требует тест. Почти все зарубежные страны проводят тестирование своих учеников, начиная с младших, средних классов. И к концу обучения они знают, что этот ученик хороший математик, а другой — замечательный историк. Я думаю, развитие и усовершен­ствовани системы ЕГЭ в России будет идти именно таким путем. С другой стороны, сама форма тестирования должна быть более творческой. Ведь нам надо искать личности, надо их готовить, выращивать, и никакая унификация таких ребят не выявит. Так что мы выступаем за то, чтобы было как можно больше творческих конкурсов, олимпиад, чтобы появлялись специальные школы для одаренных детей.

— Виктор Антонович, как вы оцениваете уровень образования, которое дает современная школа?

— Я считаю, что в школе стало хуже с математикой и русским языком. И на то есть причины. Я не хочу сказать, что виноваты учителя. Двенадцать лет возглавляю конкурс «Учитель года» и вижу, какие прекрасные преподаватели есть в России. Причина в другом — в отношении, которое было к образованию в 90-х годах: педагог чувствует себя личностью, не вписанной в рыночную экономику. Еще одна причина — низкий уровень поддержки учителя, его невысокий общественный статус. Нельзя не сказать и о том, что наше образование постепенно перестает быть фундаментальным. Мы в МГУ уже ощущаем, что ребята, которые к нам приходят, чаще продвинуты в одном узком направлении. Например, умеют работать с компьютером, интернетом. Но они не знают Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, не читают Льва Толстого. К сожалению, вызывает тревогу и то, что ребята не всегда грамотно говорят и пишут по-русски.

— Введение обязательного полного среднего образования может решить эту проблему?

— Возможно. К тому же чем более образован человек и общество в целом, тем лучше. Я знаю, что есть оппоненты этого решения, которые говорят, мол, есть такие молодые люди, которых бесполезно учить. Я думаю, для тех, кто не может или не хочет учиться, все-таки должны быть какие-то другие пути. В кадрах очень нуждается сфера среднего профессионального образования. Честно говоря, это сейчас большая проблема для нашей страны. Но в целом идея повышения образованности — это правильно. Я знаю, что в Японии и вовсе ставят перед собой задачу всеобщего высшего образования. Возможно, и мы к этому придем.

— А что вы думаете о качестве современных учебников?

— Плохие учебники. Потому что их много. Я знаю, что одних школьных учебников по математике более семидесяти. По истории — еще больше. И они написаны в основном в негативных красках по отношению к прошлому России. А чему мы тогда детей научим, если постоянно повторяем, мол, все, что было в нашей стране до сих пор, — это непо­правимы ошибки и страшные преступления. Так нельзя. Народ ведь жил, у него есть история, есть культура, есть достижения. Поэтому в учебниках по истории надо рассказывать о нашем прошлом объективно и справедливо. И сейчас ставится задача, чтобы такие учебники все-таки появились.

— Виктор Антонович, чем любит заниматься ректор МГУ в свободное от работы время? Если оно, конечно, бывает…

— А знаете, я сады выращиваю. У меня фамилия Садовничий, и может быть, поэтому я очень люблю сады. Уже несколько вырастил. Не только для себя, но и для соседей. Поэтому мое главное увлечение — природа. И отдых на природе.

Екатерина Дементьева
№187(22102)
3.10.2007

Источник: Газета «Речь»