2 октября 2007 года. 08:00

Хозяева пеликанов

Почти Голливуд случился в Череповце в прошлую субботу. По синей бархатной дорожке мимо улыбающихся девушек поднимались они. Звезды, конечно. Если не считать министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко да ректора МГУ Виктора Садовничего, звезд было ровно пятнадцать. Они же — учителя, ставшие лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года-2007». Во Дворце металлургов назвали пятерку лучших. Не обошлось и без интриги.
Почти Голливуд случился в Череповце в прошлую субботу. По синей бархатной дорожке мимо улыбающихся девушек поднимались они. Звезды, конечно. Если не считать министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко да ректора МГУ Виктора Садовничего, звезд было ровно пятнадцать. Они же — учителя, ставшие лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года-2007». Во Дворце металлургов назвали пятерку лучших. Не обошлось и без интриги. Учителя математики петербуржец Дмитрий Гущин и москвичка Анна Мехед, преподаватели русского языка Анастасия Комарова из Мурманска и Марина Мельникова из Рыбинска, преподаватель мировой художественной культуры из Волгодонска Сергей Маринченко. Вот он, звездный «набор» победителей. В чем же интрига? В Дмитрии Гущине. И лидером конкурса его называли, и в любви признавались, и опытные члены жюри уважительно головою кивали, когда учитель из Петергофской гимназии императора Александра II мастер-класс показывал и лекцию по философии образования читал. А как дело до объявления победителей дошло — о нем словно забыли. Когда поклонники петербуржца уже отчаялись услышать имя своего любимого конкурсанта, на сцену вышел не кто-нибудь, а сам Дед Мороз. Назвав учителя настоящим волшебником, что очаровывает всех детей, он, открыв специальную капсулу, достал бумажный самолетик, на котором и было написано имя победителя — Дмитрий Гущин. Уже после торжественного вечера, держа в руках хрустального пеликана, учитель из Петербурга признался: «Было немного страшно, что моего имени не назовут. Но если бы интриги не было, наверно, стало бы скучно, не так завлекательно для зрителей. Но победитель конкурса — он ведь не лучший среди всех конкурсантов, не лучший у себя в регионе и даже в школе. Победитель конкурса — это роль, которую необходимо исполнить, это роль проводника новых идей».

То, что у преподавателя из Вологды Евгения Вирячева уже нет шанса исполнить роль абсолютного победителя «Учителя года-2007», — не повод для расстройства. По крайней мере, так считает губернатор Вячеслав Позгалев: «Он вошел в число пятнадцати лучших педагогов России. Какое может быть расстройство? Возможно, здесь сыграло свою роль то, что Евгений Вирячев преподаватель ОБЖ. Для многих этот предмет — терра инкогнита. В большинстве школ России эта дисциплина погублена. Но быть в числе 15 лучших преподавателей России — это на всю жизнь признание».

После того как министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко признался в любви к учителям, показавшим, что такое уровень российского преподавателя, речь зашла и о самом конкурсе: «То, что «Учитель года» вот уже третий год подряд проходит в регионах — это, я думаю, настоящий подарок для системы образования в провинции. Ведь какую школу цифровую у вас в городе построили к конкурсу!» Министра поддержала и председатель профсоюза работников образования и науки РФ Галина Меркулова: «Когда мы только собирались ехать сюда, честно скажу, скептически отнеслись к городу. Ну Череповец и Череповец. А когда узнали, как здесь будет развиваться система образования и сколько великолепных планов у администрации появилось во время этого конкурса, мы изменили свое отношение к городу. Если здесь такую уникальную школу успели построить за три месяца, может, проводить «Учитель года» раз в квартал?»

Кстати, о планах. Школы, подобные цифровой 37-й, каждый год планируют строить в одном из районов Вологодчины. Деньги на это есть, заверил губернатор. Что касается планов пяти победителей, то всех их ректор МГУ Виктор Садовничий уже пригласил вести мастер-классы в Московском государственном университете.

И еще о секрете. О секрете победы в конкурсе рассказывали самые успешные учителя России:

— Опыт здесь отнюдь не главное. Я работаю всего пять лет. Если ты учитель, то ты обязательно добьешься хороших результатов, — считает Анастасия Комарова.

— Представьте себе стул с четырьмя ножками. Уберите одну, и стул не будет устойчивым. Поэтому здесь важны и опыт, и личные человеческие качества, и то, что делает каждого из нас, во-первых, учителем, во-вторых, человеком. Точнее наоборот. Сначала человеком, — улыбается Сергей Маринченко.

— Главное было — победить свои «не могу», «не хочу», «не получится». Конкурс заставил меня по-новому взглянуть на профессию, на свое предназначение в жизни, — объясняет Марина Мельникова.

Теперь еще об одной интриге. Кто станет абсолютным победителем конкурса, будет известно только 4 октября. В Колонном зале Дома Союзов откроют специальную урну, в которой находятся бюллетени. В каждом из них написано имя одного учителя. Бюллетени пересчитают и тут же назовут победителя.

Екатерина Дементьева
№186(22101)
2.10.2007

Источник: Газета «Речь»