1 октября 2007 года. 19:20

Карикатурные войны 1812 года

Выставка «1812 год в русской и зарубежной карикатуре и художественных тканях» открылась в Доме-музее Верещагиных. Музейщики объясняют: более подходящего места не найти во всей стране. Художник-баталист Василий Верещагин хотя и родился спустя тридцать лет после войны 1812 года, уйму холстов и красок отдал этой теме.
Выставка «1812 год в русской и зарубежной карикатуре и художественных тканях» открылась в Доме-музее Верещагиных. Музейщики объясняют: более подходящего места не найти во всей стране. Художник-баталист Василий Верещагин хотя и родился спустя тридцать лет после войны 1812 года, уйму холстов и красок отдал этой теме.

Кстати, о холстах. После того как цикл картин Верещагина о наполеоновских войнах был завершен, полотна ушли в тираж. Образы храбрых русских солдат и партизан перекочевали на кружки, шкатулки, теплые пледы и даже платки. К счастью, не носовые. Несколько экземпляров таких ситцевых и атласных платков, на которые с помощью специальной техники перенесены фрагменты картин Верещагина («Возвращение из Петровского дворца», «Не замай, дай подойти!..», «Наполеон на Поклонной горе», «Отступление великой армии»), представлены в экспозиции.

Собственно, имя Верещагина и привело выставку в Череповец. Дело в том, что заповедник «Бородинское поле», не желая замыкаться в себе, рассылает предложения о сотрудничестве на адреса российских музеев. Сотрудники череповецкого дома-музея известной на весь мир семьи, просматривая рассылку, обратили внимание на фамилию земляка. Созвонились, сговорились, приняли. Около сотни экспонатов привезли из музея Бородинского сражения в наш город. Тема войны 1812 года отражается не только в рисунках, а также в фарфоре и дереве.

Карикатуры, впрочем, в центре выставки. Во времена наполеоновского наше­ствия уважать императора, а тем более восхищаться им, в странах-противницах было не принято. На рисунках карикатуристов того времени Бонапарт предстает жалкой личностью, трусливой и худощавой. Да еще со способностями оборотня. Вот он нарисован псом, которого дер­жит за шкирку английский генерал. На другой картинке Наполеон, хотя и в неизменной треуголке, но уже заяц, со всех лап улепетывающий от рус­ского мужика по имени Мороз. В воображении художников император побывал и волком голодным, и медведем, попавшим на рогатину.

Российские и английские сатирики начала XIX века наперебой старались, как выражался Маяковский, «к штыку приравнять перо». Рисовать, а точнее подписывать рисунки своим именем, вряд ли было безопаснее, чем в солдатском мундире идти в атаку. Наполеон, как известно, насмешек не любил и приказал «пасквилистов, которые осмелятся осуждать персону или политику императора, приравнять к убийцам и выдать ему головой».

Сергей Виноградов
№185(22100)
30.10.2007

Источник: Газета «Речь»