1 октября 2007 года. 19:20

Шторм на мелководье

Череповецкая лодочная станция оказалась под угрозой закрытия из-за отсутствия документов на водопользование
Лодочная станция, расположенная в центре города недалеко от моста через Ягорбу, оказалась под угрозой прекращения существования. Природоохранная прокуратура и экологи потребовали от общественной организации владельцев маломерных судов «Вихрь», которая базируется на этой территории, привести свою деятельность в соответствие с Водным кодексом и оформить разрешение на водопользование. Лодочники, коих насчитывается более трех сотен (среди них есть как пенсионеры, так и владельцы весьма дорогих лодок), считают, что процесс получения документов может поставить крест на станции с полувековой историей: как гласит закон, разрешение на водопользование выдается только по итогам аукциона, а на нем могут появиться и другие претенденты на значимый водный объект.Как рассказал «Речи» председатель общественной организации «Вихрь» Юрий КАЛАЧЕВ, неприятности у лодочников начались еще летом, когда несколько проверок, проведенных природоохранной прокуратурой и управлением по защите окружающей среды, выявили различные нарушения. В частности, выяснилось, что лодочная станция не имеет ключевых документов, которых требует новый Водный кодекс, вступивший в дей­ствие 1 января 2007 года.

— Правление общества приняло решение не подписывать акт проверки управления по защите окружающей среды, так как мы категорически не согласны с их выводами, — объясняет Юрий Калачев. — Мы находимся на этой территории больше 50 лет, земля у нас в долгосрочной аренде. Проверки проводились ежегодно, и ни разу не было никаких претензий. Они говорят, что нужно оформить разрешение на водопользование, сделать проект, но у нас ведь тут не капитальные сооружения, не причал, а просто временные деревянные сходни, чтобы можно было к лодкам подойти. У нас обычная стоянка для лодок, она не наносит никакого ущерба окружающей среде. Вы подумайте, если будет аукцион и станцию ликвидируют, то куда люди денутся? В некоторые деревни добраться можно только на лодках: Ваганиха, Веретье около Рыбинского водохранилища, Хмелина, Голосово…

Со сложившейся ситуацией знакомы уже практически все лодочники. На собрание правления пришло более

сотни человек. Постановили: направить письма в соответ­ствующие инстанции с требованием сохранить станцию. Инстанции тем временем уже начали накладывать штрафы за невыполнение природоохранного законодательства. «Нам несложно документы сделать, мы готовы на это, но нас пугает аукцион. Там ведь что угодно может произойти», — признается Юрий Калачев.

Природоохранная прокуратура к претензиям лодочников относится спокойно и настаивает на том, чтобы последние все-таки оформили документацию.

— Прокуратура у них точно ничего забирать не собирается, — утверждает зам. череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Алексей ШАРАГИН. — В рамках проведенной нами проверки были установлены нарушения законодательства, в частности отсутствовала документация на водопользование и обращение с отходами. После окончания проверки мы внесли представление в адрес общества «Вихрь» с требованием устранить нарушения закона, а также оформили два постановления о возбуждении административного производства. Никаких радикальных действий после этого мы не предпринимали, давая людям время на устранение недостатков. Действительно, старый Водный кодекс предъявлял несколько иные требования, однако лодочная станция не имеет и тех разрешительных документов, которых требовал старый Водный кодекс. Варианты дальнейшего развития событий выбираем не мы, их выбирают сами лодочники: они могут либо оформить документы, либо прекратить деятельность.

Также Алексей Шарагин подтвердил, что разрешение на водопользование на самом деле выдается по итогам аукциона.

Требования прокуратуры правомерны — такого мнения придерживается и депутат Законодательного собрания области, эколог Николай АРХИПОВ, который принимал непосредственное участие в обсуждении нового Водного кодекса во время его разработки.

— Лодочная станция находится в прибрежной полосе, и в соответствии с новым Водным кодексом на нее должна быть подготовлена проектная документация, дана оценка воздействия объекта на окружа­ющую среду, — считает Николай Архипов. — Помимо этого, от них совершенно справедливо требуют разрешения на водопользование, а также они обязаны согласовать свой объект с Двинско-Печорским бассейновым водным управлением, уполномоченный представитель которого находится в Вологде. Закон един для всех, пятьдесят лет назад у нас не было Водного кодекса, теперь он есть, и его требования нужно выполнять. Единственный выход — согласовать документацию, пусть и через аукцион.

Что касается договора долгосрочной аренды земли, на который ссылаются лодочники, то и экологи, и прокурорские работники единодушны: землю следует отделить от воды. Аукцион, если таковой состоится, будет проводиться по водному объекту, то есть если лодочная станция его проиграет, то земля останется у общества «Вихрь», а вот акватория рядом с ней им принадлежать уже не будет. Что тоже равносильно смерти лодочной станции.

— Конечно, если люди вложились в этот объект, привели там все в порядок и если он исторически находится на этом месте, то есть смысл, чтобы он там и остался, — размышляет главный архитектор Череповца Александр АВСЕЙКОВ. — В то же время требования закона необходимо выполнять, и я считаю, что лодочникам нужно дей­ствовать строго в рамках законодательства. В будущем мы планируем привести все набережные города в порядок, возможно, это будет уже не наше дело, а дело наших детей. Если сейчас или спустя время мы насильно уберем лодочную станцию, то ничего не получим: люди найдут другое место, будут там самовольно ставить лодки. Именно поэтому я выступаю за цивилизованное решение проблемы, которое бы устраивало все стороны.

Общество «Вихрь» пока старается дей­ствовать как раз в рамках закона: для начала лодочники подали иск в областной арбитражный суд, в котором они требуют отменить решение Росприроднадзора о наложении штрафа за невыполнение требований прокуратуры. Заседание назначено на начало октября.

По данным Государственной инспекции по маломерным судам, в Череповце сегодня официально зарегистрировано уже более

5 тыс. маломерных судов. Ежегодный прирост парка таких судов составляет примерно 1 тыс. единиц. По словам специалистов, большим спросом в последнее время у горожан пользуются современные лодки ино-­ странного производства, стоимость которых в некоторых случаях может равняться стоимости новой отечественной машины.

Андрей Ненастьев
№185(22100)
30.10.2007

Источник: Газета «Речь»