11 сентября 2007 года. 07:21

Счастливое число Михалкова

Фильм «12» Никиты Михалкова, творчество которого отмечено «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля, череповчане смогут посмотреть уже 20 сентября. Вместе со всей страной.
Три коммерческих кинотеатра не пожалели лучших сеансов и двух недель, дабы познакомить местного зрителя с очередным достижением отечественного кинематографа. Предыдущий венецианский «лев», привезенный три года назад Андреем Звягинцевым, толпы зевак на родине режиссера «Возвращения» не собрал. К слову, в Череповце фильм демон­стрировался исключительно на экране кинозала «Комсомолец». Имя Михалкова растопило сердца магнатов регионального кинобизнеса, считающих деньги, а не премии, — ленте «12» уготована более завидная доля, хотя событий и движения здесь еще меньше, чем у Звягинцева.

В отличие от американского «Оскара», берлин­ского «медведя» и прочих кинонаград, которые «в диковинку у нас», венецианский «лев» для России перестал быть экзотикой. Что ни год, то награда того или иного достоинства. До Звягинцева ее получал тот же Михалков за «Ургу», а еще прежде Тарковский.

С «Возвращением» все ясно, еще до выхода на экраны фильм был определен как «кино не для всех», чем привел в залы высоколобых почитателей киноИСКУССТВА, отпугнув поклонников киноРАЗВЛЕЧЕНИЯ под пиво и поп-корн. Михалковские «12» всеми, и прежде всего самим режиссером, позиционируются как кино для всех. И каждого. Иными словами, для всякой аудитории, кроме иностранной. Наше кино, и точка. В эфире одного из российских телеканалов Никита Сергеевич в доказательство этой «НАШЕсти» прибег к сравнению: мол, если бы ему предложили вместо «12-ти» снять ленту, обреченную на успех, которая помимо миллионных сборов принесла бы отряд кинематографических статуэток, он бы отказался. Причин не верить Михалкову нет. И забитый премиями сервант, и авторитет в мире кинематографии, и благосостояние — всего этого у Никиты Сергеевича навалом, и, думается, ради достижения уже достигнутого он бы и пальцем не шевельнул. Его «12» изначально называли проектом, с помощью которого Михалков, как тяжеловес перед штангой, поплюет на руки, попробует себя после долгого профессионального простоя. И запустится с масштабным и дорогостоящим полотном «Утомленные солнцем-2». Ну если разминка такова, то какой же будет штанга!

«12» — это ремейк картины классика американ­ского кино Сидни Люмета, снятой пятьдесят лет назад. Сохраняя общую сюжетную канву, россий­ский режиссер «вышивает» свою историю. И конечно, переносит место действия в нашу страну. Дюжина присяжных решает судьбу чеченского подростка, обвиненного в убийстве своего приемного отца, офицера спецназа. Все факты виновности налицо, но обвинительный приговор господа присяжные заседатели произносить не спешат. Закон осуждает, а сердце оправдывает. Состав исполнителей ролей весьма представителен. Такого разброса амплуа, возраста и извест­ности в нашем кино не видели: за одним столом сидят и полузабытый Сергей Газаров, и мэтры театра и кино Алексей Петренко с Валентином Гафтом, и виртуоз буффонадных переодеваний Юрий Стоянов. Известность предполагает занятость. По признанию участников фильма, режиссер во время работы над фильмом никогда не снимал их по отдельности. Только вместе. «Естественно, бывали неотложные дела. Скажем, меня отпускали на спектакль, — вспоминает Гафт. — А все остальные садились и ждали, пока я отыграю, примчусь обратно и мы продолжим».

Сергей Виноградов
№171(22086)
11.09.2007

Источник: Газета «Речь»