6 сентября 2007 года. 15:44

Не даром помнит вся Россия…

Реконструкция Бородинского сражения, которому в этом году исполнилось 195 лет, едва не закончилась выяснением отношений
На легендарном подмосковном поле столкнулись интересы Министерства культуры и крупного бизнеса, которые никак не могут поделить организаторские полномочия. «Про день Бородина» «Речи» поведали череповчане — участники юбилейного боя­реко­струкци.

Это художник, судя по затертой пословице, обязан быть голоден и бос. Солдат же, по Суворову, в дырявых лаптях и на пустой желудок небоеспособен. Даже если он и реконструированный. Много лет подряд военно­историч­ски фестиваль на Бородин­ско поле организовывали Министерство культуры и музей сражения. Сознательно или нет, но организаторы реконструировали и быт военного времени — «бойцы» добирались за свой счет, жили под открытым небом, питались консервами из собственного рюкзака. Несколько месяцев назад движение пополнилось крупным бизнесменом Виктором Батуриным, шурином Юрия Лужкова, и маховик закрутился. На Бородинском поле, как грибы, выросли теплые палатки, полевая кухня кормила на убой, к тому же расходы по переезду стали возмещаться стопроцентно. Говорят, Батурин потратил на всю эту машинерию около восьми­девят миллионов рублей. Мало того — региональные военно­историч­ски клубы с лета стали получать на развитие средства, о которых доселе и не мечтали. Вологодское отделение военно­историческог союза России, которое возглавляет преподаватель череповецкого института радиоэлектроники и по совместительству капитан французской армии времен Наполеона Сергей Беляев, ежемесячно получает сегодня от союза порядка трех тысяч долларов. «Наконец­т мы можем сделать нормальные ружья, сшить нормальные ранцы, полностью переодеть полк, купить пушки для артиллерии», — будто завзятый интендант (а по­нашем завхоз), перечисляет насущные нужды своего отделения Сергей Беляев. Со дня на день посылают человека в Северную столицу за крупной партией специального армейского сукна. О пушках, кстати, скажем особо — на них не сэкономишь. Если Петр I плохим пушкарям морды бил, нынешние провинившиеся могут и под суд попасть. Потому что сегодняшние ряженые артиллеристы хоть и стреляют холостыми, дело имеют с настоящим порохом. Безопасная пушка стоит как новенький отечественный автомобиль. Не бесплатна и оружейная регистрация — ведь самая распоследняя пищаль, от которой дыма меньше, чем от сигареты, без специального разрешения считается огнестрельным оружием и может доставить владельцу немало проблем.

Историки, в том числе и череповецкие (на сегодня в вологодском отделении состоит около 60 человек, занимающихся изучением 1812 года), прекрасно понимают, что сладкая жизнь с московскими деньгами может скоро прерваться: Виктор Батурин не делает секрета из своих политических амбиций, стремясь пройти в Госдуму от одной из ведущих партий. И кто знает, вспомнит ли о мерзнущих и голодающих военных реконструкторах после достижения этой цели. Потому­т и пополняют, пока можно, склады обмундированием.

Что касается нынешней реконструкции бородинской битвы, то она едва не сорвалась из­з разногласий в стане организаторов. Но жалея зрителей — а их собралось около ста тысяч, — стороны «государства» и «бизнеса» решили отложить выяснение отношений. И грянул бой...

Сергей Виноградов
№168(22083)
06.09.2007

Источник: Газета «Речь»